Новости

Previous Next

Сайт ОМС продолжает серию онлайн-выставок московских скульпторов. Сегодня представляет своих работы и остроумно комментирует их Дмитрий Тугаринов, Народный художник Российской Федерации.

Дожили мы до превращения скульптуры в картинку и прочей удаленки-дистанционки.

Скульптура – это единственный вид искусства (за исключением театра и музыки), существующий в реальном объеме и пространстве, – в отличие от плоскостных живописи, графики и даже кино.

Не буду вдаваться в сложные и глубокие рассуждения великих, от Платона и Аристотеля до Генри Мура и Виппера, а то начну философствовать... это надолго. Но если захотите, я с удовольствием отвечу на вопросы. Можно будет и диспут устроить! Слава богу, самоизоляция вроде бы закончилась – заживём!

А теперь – про свои работы. Всю жизнь я делал только то, что мне нравится, интересно и как я считал нужным. Сейчас стараюсь делать то же самое.

Дмитрий ТУГАРИНОВ

 

ГРЯДКИ И СКУЛЬПТУРА

Поскольку я пишу этот текст, находясь на своей даче под Талдомом, начну с Натты Конышевой – она моя соседка по грядкам. Лет 25 назад я ее здесь и слепил с натуры. Ходил к ней в гости на участок.

Как говорится, в человеке все должно быть прекрасно – и руки, и ноги, и кроссовки.

В связи с этим можно добавить следующее. В беседе с Игорем Новиковым мы как-то вспомнили фразу нашего учителя Михаила Федоровича Бабурина про некую скульптуру: «Вот смотрите, какая вещь – ровненькая, красивенькая, вылизанная, все ноготочки и складочки на месте. Прям как беленькое, гладенькое, красивое яичко. А разобьешь его – оно внутри тухлое».

В случае с Наттой все вышло наоборот – ничего гладенького. Но все искреннее и далеко не тухло.

 

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ДРАЗНИЛКА

Здесь же на даче я наконец реализовал старую идею – композицию под названием «По реке плывет топор...». Дальше вы и сами знаете.

На самом деле это средневековая дразнилка – так славяне-русичи дразнили выходцев из Германии, которые жили в Лефортовской слободе, а топор должен был плыть по Яузе.

Эту идею мне подал один приятель еще в 2000-е годы: слепить топор как символ Москвы – в противовес питерскому Чижику-Пыжику. Я сделал эскизик – ну и отложил до лучших времен. Потом меня неожиданно начали спрашивать об этой вещи – я ее полноценно слепил во время карантина, отлил, а доработал уже здесь на даче.

 

БИБЛЕЙСКИЙ СТАРЕЦ

Сейчас, перескакивая с конца в самое начало, хочу перейти к следующему – портрету скульптора Габе.

Я его рубил в творческой группе в Переславле-Залесском во время Олимпийских игр в Москве (а это, спешу напомнить, 1980-й год).

Меня поразил библейский старец, и я его рубил не с натуры, а по впечатлению. Он не знал, что я его рублю, но переживал, почему я постоянно пожираю его глазами во время завтрака, обеда и ужина в столовой.

Потом, когда узнал, успокоился и даже мне позировал. Я слепил еще несколько этюдов. И впоследствии ездил к нему в гости в Ленинград.

 

В ОДИН ЗИЛ МЫ НЕ ПОМЕСТИЛИСЬ

В этот же заезд в Переславль я сделал академический договор - Емельяна Пугачева.

Это был мой первый академический договор. Тогда в Переславле я был в одной мастерской с Виктором Губко. Мы наработали столько, что два бортовых ЗИЛа нас (в смысле наши работы) еле увезли.

 

КОНСКИЙ ДИПЛОМ

Это мой диплом. Бабурин поначалу запретил мне это лепить, сказав, что лошадь нужно знать, на ней нужно ездить.

И ­– о чудо! – у меня появилась своя лошадь, и вопрос с «конским» дипломом решился в мою пользу.

Вообще у меня на диплом было три работы, но защищался я одной, так как на свою защиту я... проспал (бывает!).

Когда прибежал, уже вовсю все шло – я успел защитить только одну вещь. Остальные две работы не сохранились (только где-то есть неказистые фотографии).

 

СВОБОДА И ДЕНЬГИ

А эти две работки я лепил в армии зимой, а весной, когда меня комиссовали, я привез две восковки.

Мне удалось их быстренько отлить и с весенней молодежной выставки у меня их купили – одну за 600 рублей, другую за 800. Бешеные деньги были! Можно сказать, с них началась моя свободная творческая жизнь.

На той выставке у меня стоял тот мраморный скульптор Габе, за которого меня ругали, но его купила Третьяковка. К сожалению, взять его на какую-нибудь выставку нереально – нужно оплачивать очень дорогую страховку. Благо сохранились отличные фотографии, сделанные моим товарищем – фотографом Николаем Алексеевым.

 

ТОГДА ЭТО БЫЛО ОЧЕНЬ МОДНО

Боксеров я делал тоже где-то на дипломе. Вытачивал прямо из гипса.

Тогда это было очень модно – наляпывать гипс и вытачивать из него.

Почему боксеры? Потому что вроде как к Олимпийским играм готовились, ждали. К боксерам у меня еще были борцы.

 

МАРШАЛ ЖУКОВ

 

Меня с детства дико нравился маршал Жуков. Видимо, потому что он лошадник – очень хорошо ездил верхом. Я даже хотел делать его на диплом, но у меня утвердили другие вещи. В итоге я его лепил потом уже.

Одного – который на бревне – я вообще долепливал относительно недавно с молодым скульптором Лешей Дмитриевым, когда он еще учился в институте, в манеже Тимирязевской академии. Так что можно сказать, что благодаря Леше у меня получилась работа. Леша, привет!

 

РЫЦАРЕЙ ЛЕПИТЬ НЕ ПОЗВОЛЯЛИ

Это моя старинная работа 1982 года, сделанная в ГДР на Международном симпозиуме под Дрезденом. Как все помнят, тогда был Советский Союз.

Я приехал на симпозиум и хотел сделать рыцарей или что-то связанное с германской историей. Но в парткоме сказали сделать что-то нейтральное, не рыцарей.

У меня все тогда было связано с лошадьми, я всегда делал что-то конное, поэтому в итоге все кончилось мальчиком на лошади — прозаично, нейтрально. По-немецки это звучало «Rosa Traum».

За эту вещь я тоже получил громадную премию, на которую мог купить даже машину. Но с машиной, как и с валютой, были проблемы: я хотел привезти ГДРные деньги в Москву, чтобы в «Березке» купить инструменты (кто знает/помнит, что это за магазины, поднимите руки. А лучше ставьте лайки).

Но не вышло. Пришлось все тратить там: за три дня я спустил около десяти тысяч марок. Обедал в фешенебельных ресторанах, покупал дорогую одежду, набрал запасы книг и инструментов – еле влез в купе со всем этим богатством.

Потом оказалось, что эти марки я мог прекрасно привезти в Москву, просто задекларировав, здесь поменять их на чеки – и этими чеками расплатиться в «Березке». Но я этого не знал.

Тогда я еще привез первую углошлифовальную машинку, которую у нас все называют болгаркой.

В целом, время там провел прекрасно. Воспоминания о том симпозиуме самые замечательные.

 

КАК Я ОБМАНУЛ СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ

В старые советские времена у нас у всех был интерес к русской истории и православию, но просто так изобразить это дело было нельзя. Поэтому распятие я слепил, как будто это музей, а ради двуглавого орла я слепил (а потом отлил из стали) двуглавого петуха и к нему все остальное.

Но наших комсомольских кураторов так просто не проведешь: они мне все грозили пальцем по поводу петуха. А уже в перестроечное время некоторые ортодоксальные патриоты укоряли меня за то, что я, якобы, издеваюсь над гербом российской империи. Эх, никому не угодишь (это ирония, если что)!

 

ИЗ КОЛЛЕКЦИИ БАБУШЕК

Эта бабка с метлой – результат моих походов на какие-то коммунистические субботники от комиссии «Индустрия». Были такие у нас такие МОСХовские комиссии, в числе прочего – по походам на различные производства.

Встречал там вот таких бабуль-уборщиц. У меня большая коллекция всяких-разных бабушек.

 

САМ МАРЦ НАСТОЯЛ!

Эта лошадь — тоже из институтских времен. Отливал ее в ДОКе у Лукьянова на станции «Чухлинка» (кто помнит ­– еще раз ставьте лайки).

У меня ее не брали на анималистическую выставку. И только Андрей Валерианович Марц настоял, чтобы взяли. Та выставка была на улице Уральская в выставочном зале.

 

СЛЕСАРЬ-ВЫПИВОХА

Был у нас на Вавилова во времена агитплаката слесарь. Звали его Витя Шелунцев. Выпивоха был еще тот.

Физиономию он имел ярко-розового цвета, остренькие голубенькие глазки и здоровую шевелюру абсолютно белых кудрявых волос. За что и получил прозвище Одуванчик.

Мне было интересно слепить его таким одуванчиком. И вообще, до 1985 года я обязательно раз в год рубил одну мраморную работу. У меня есть 4 готовые работы, а последнюю я не доделал.

 

 

ПОРТРЕТ БОЙЦА-СОВРЕМЕННИКА

Это была комсомольская путевка на Дальний Восток, и по отчету я сделал этот портрет, за что получил Первую премию на фестивале «Портрет современника» в Праге в 1984 году.

Рубил я этот портрет тоже в Переславле.

 

ВСЕМ ЖЕЛАЮ ЗДРАВИЯ

Завершая мраморную эпопею, показываю вам «Битву кентавров с амазонками».

Поскольку у меня дикое количество всякого-разного, я не буду сейчас выкладывать все свои козыри. Оставлю их в рукаве своей толстовской рубахи. Перегруз и перенапряг – дело такое...

Продолжение обязательно следует! По желанию зрителей и заявкам трудящихся. Обязательно покажу, расскажу, объясню, приглашу в гости, налью и угощу! Всем желаю здравия!

Фото из домашнего архива Дмитрия ТУГАРИНОВА

Страница Дмитрия Тугаринова на сайте ОМС

Уважаемые художники - члены секции скульптуры МСХ и ОМС!
 
Объявляется электронный выставком к межсекционной выставке МСХ "Человек в городе". Выставка состоится в зале МСХ на Кузнецком Мосту 11, с 23 июня по 11 июля 2020 года.
 
Город – понятие социальное. Человек – понятие индивидуальное.
 
Объединение индивидуальностей и строительство городов должны были способствовать облегчению жизни членов сообщества.
 
Как ощущает себя современный человек в больших мегаполисах и маленьких городках? Для одних – это возможность реализовать себя и получать все доступные блага цивилизации. А кто-то теряется и чувствует себя одиноким.
 
И существует много нюансов между этими полярными точками. Есть известные личности, влияющие на сознание масс: писатели, поэты, философы, музыканты. А есть множество людей, живущих под влиянием этих
 
Художниками становятся наблюдательные люди и задача данного проекта – визуально раскрыть разнообразие ощущений человека в городской среде.
 
Для участия в выставке авторам необходимо выслать файлы с изображением работ на электронную почту: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. для прохождения электронного выставкома.
 
К рассмотрению выставочной комиссией принимаются цифровые изображения (фото) произведений художника в формате jpg в количестве не более пяти.
 
Изображения принимаются до 18 июня 2020 года, включительно!
 
Все присланные файлы должны быть подписаны по примеру: Иванов_Николай_Сергеевич_Весна_в_Москве_хм_100х150см_2017г_тел89165438764
 
О принятых выставкомом скульптура будет объявлено ответным письмом по электронной почте.
Previous Next

10 июня 2020 года на 70-м году жизни скончался прекрасный скульптор, любимый преподаватель и светлый человек Валерий Епихин.
 
Объединение московских скульпторов, секция скульптуры выражают глубокие соболезнования всем родным и близким Валерия Александровича. Бесконечно скорбим вместе с Вами.
 
Отпевание Валерия Александровича Епихина состоится в субботу 13 июня в 12:00 в храме Успения Пресвятой Богородицы, по адресу: Калужская обл., Тарусский р-н, с. Истомино в субботу 13 июня в 12:00 Похороны на новом кладбище в Тарусе.
 
Валерий Епихин, родился 13 декабря 1950 года в Тамбове.
 
Окончил МВХПУ (бывшее Строгановское), отделение скульптуры (1977).
 
Член Союза художников СССР (1987).
 
Член секции скульптуры МСХ и ОМС.
 
Участник многочисленных выставок, в том числе всесоюзных, российских, международных, персональных, групповых.
 
Работы находятся в собраниях: Государственной Третьяковской галереи, Москва; Государственного Русского музея, Санкт-Петербург; Московского музея современного искусства; в галереях и частных собраниях России и за рубежом.
 
Немного о творчестве Валерия Александровича:
 
«Все лучшие темы вокруг: в быту, в семье, на улице. Боюсь экзотики, многосложности, красивости, умствования» - признается художник на страницах сайта "Art Banking Club". Он нашел в себе смелость полностью довериться впечатлениям детства. Его образы и мир - словно отзвук и отголосок жизни русской провинции 60-х годов. Для него, того подростка - «это бесконечно много теплого солнечного света».
 
Неожиданно из глубин памяти возникают мельчайшие подробности, и тогда приходит чувство «безмерной всепоглощающей любви к окружающему миру: людям, природе, всяким тварям». Герои скульптора хорошо ему знакомы и от этого - столь искренни. Художник уверен, что «искусство должно нести зрителю только положительные и светлые эмоции».
 
 
Previous Next

Сегодня, 10 июня исполняется 85 лет Николаю Матвееву, большому скульптору и большому человеку.

Родился Николай Афанасьевич за 6 лет до большой и ужасной войны. Родился в невероятно большой, просто необъятной Амурской области, в поселке Будунда.

Учился в знаменитом Пензенском художественном училище, можно сказать, на другом краю света нашей огромной страны.

Потом, после учебы, уже став в 1977-м членом Союза художников СССР, возглавил знаменитые Пензенские художественные мастерские, из которых вышли многие большие художники, а чуть позже, уже в 90-е годы – Пензенское отделение Союза художников.

Но, может быть, самым большим и значимым событием в жизни Николая Афанасьевича стал переезд в Переславль-Залесский Ярославской области. Здесь, несколько лет руководя очень большой и хлопотной работой по Творческой даче имени Дмитрия Кардовского, Николай Матвеев превратился в легенду.

Настоящий и неравнодушный человек никогда не пройдет мимо, когда надо остановиться и что-то сделать. Особенно, если вокруг сплошное безобразие.

Ну вот, например. Несколько лет назад в Переславле-Залесском местные власти раскопали траншею, по которой стала уходить вода из пруда, расположенного за знаменитым Свято-Троицким Даниловым монастырем. Пруд начал катастрофически мелеть.

Что в этой ситуации делает Николай Матвеев? Он приходит на прием в администрацию Переславля-Залесского и говорит:

- Раньше вода доходила до деревьев, я даже ставил трубу, чтобы сделать перелив. После того, как вырыли траншею, из него ручьем потекла вода. А ведь пруд здесь со стародавних времен! Старики рассказывают, что дно было выложено плиткой, сюда монахи приходили, мылись, купались. Здесь даже рыбу разводили! Давайте закопаем траншею? И пруд тогда снова будет наполняться за счет осадков и ручьев.

И что вы думаете? Уже на следующий день приехал трактор. 80-летний Матвеев, что называется, лично контролировал процесс. Закопали траншею, с прудом теперь все в порядке.

Дорогой Николай Афанасьевич, во-первых, с Днем рождения и юбилеем! Будьте здоровы, бодрости духа Вам и оптимизма.

А во-вторых: у всех у нас сейчас столько проблем, хоть пруд пруди. Но мы уверены, с такими большими людьми, как Вы, мы обязательно прорвемся!

Правление секции скульптуры МСХ и ОМС

 

 

 

 

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наши контакты

Секретарь-референт правления секции скульптуры МСХ и ОМС
Т.А. Малецкая 8 (495) 472-51-51

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Поиск