Достопамятное постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», положившее конец свободному многоголосию взглядов и мнений, было выпущено 23 апреля 1932 года. На обломках уничтоженных артистических объединений образовался Союз советских художников.
Однако еще до этих печальных событий художники из групп АХРР, УНОВИС, ОБМОХУ, «Маковец», НОЖ, «Бытие», «Жар-цвет», «Московские живописцы», «Четыре искусства», ОСТ, ФОСХ, РАПХ встретились на общем собрании и выдвинули предложение построить себе кооперативный дом.
Художник Павел Радимов высказал сомнения, что такое строительство по плечу только кучке состоятельных живописцев, а молодые так и останутся бездомными. Радимову последовал ответ: «Вот вы и достаньте деньги». И пришлось ему, сыну сельского священника и последнему председателю Товарищества передвижников, вместе с официальным портретистом советского руководства Евгением Кацманом изыскивать средства, используя личные связи и составляя ходатайство в Совнарком. Покровительство им оказывал Иосиф Уншлихт, заместитель председателя ВЧК.
Тем временем в окрестностях Петровского парка, некогда фешенебельного дачного пригорода с увеселительными клубами и ресторанами, произошел пожар. Погорели деревянные павильоны кинофабрики «Межрабпром-Русь» на Верхней Масловке, основанной Моисеем Алейниковым. Образовался клинообразный пустырь с остатками фундамента, который и определили под будущую застройку. Поблизости к тому времени уже были выстроены стадион «Динамо» и здание академии воздушного флота.
1934 год
Закладку первого дома АХРР (Ассоциация художников революционной России) с мастерскими планировали к 10-летию Октября. Государство щедро выделило на строительство миллион рублей. Проектировщиками выступили архитекторы-рационалисты бригады АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов) Владимир Кринский и Алексей Рухлядев. Дальнейшие планы казались грандиозными: в будущий ансамбль помимо жилых корпусов и мастерских должны были быть включены выставочный павильон и здание художественного вуза. Всего 15 зданий. Из задуманного было поэтапно реализовано лишь пять корпусов (ныне комплекс имеет статус объекта культурного наследия народов РФ).
1948 год
Дом АХРР представлял собой пятиэтажное строение, состоявшее из прямоугольного и П-образного объемов. Здесь расположились 55 мастерских разной площади. Первый этаж с высокими потолками отводился под скульптурные мастерские. Окна во всех мастерских были большими и выходили на север и северо-запад, чтобы в течение дня лился ровный свет. В жилой части размещались 24 отдельных квартиры с ванной и душем. В доме предусматривались столовая, фотолаборатория, читальня, прачечная с индивидуальными кабинками для стирки и сушки белья.
Первыми в этот корпус въехали художники Борис Иогансон, Евгений Кацман, Евгений Ряжский, Аминадав Каневский, Сосланбек Тавасиев, Сергей Луппов, Давид Штеренберг и др. Здесь работали Игорь Грабарь, Владимир Татлин, Александр Тышлер.
В 1931 году тут появилась уникальная библиотека с большим собранием книг по искусству. В 1932 году был построен корпус Б (Петровско-Разумовская аллея, 2), в 1937-м — корпус А (Верхняя Масловка, 1). Корпус В (Верхняя Масловка, 3) достроили лишь к 1954 году.
Фасад корпуса А приобрел характер неоренессансного стиля. Он был построен на четкой симметрии с вертикальной осью в центре, украшен парадным порталом, цоколем темного гранита и приобрел два арочных проезда во двор. На фасаде должны были оказаться еще скульптуры Леонардо, Микеланджело, Рафаэля, Рембрандта и Ван Дейка, но эпоха борьбы с излишествами заставила распрощаться и с этими планами.
В корпусе Б поселились Федор Решетников, Юрий Пименов, Сергей Герасимов, Василий Ватагин и др. Против постройки корпуса Г возражали художники, проживающие в соседнем доме и боявшиеся, что новое строение затемнит их помещения.
display: inline;
На третьем этаже корпуса В, в помещении бывшего детского сада, 19 сентября открывается Музейный центр «Масловка. Городок художников», призванный сфокусировать внимание на уникальном культурном феномене артистического братства, по сей день существующего в нашем городе.
Евгения ГЕРШКОВИЧ
Журнал "Москвич Mag", 12 сентября, 2025
Фото: Максим Мухин, ГБУ Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы»», Музей архитектуры имени А.В.Щусева, Сергей Коршунов (фотокорреспондент газеты «Правда»)/pastvu.com