Весной 1955 года молодой скульптор Анатолий Врубель (1930-2003) заканчивал скульптурное отделение знаменитого Строгановского училища. О его дипломной работе "Мир", посвященной первому юбилею Победы Красной Армии в Великой Отечественной войне, пойдет речь в этой статье. Особую актуальность эта тема обретает в год 80-летия Великой Победы и 200-летия Строгановки.
Скульптурная композиция "Мир" была задумана как визуальный парафраз знаменитой Ники Самофракийской. Однако в сходной пластической форме было реализовано дополнительное смысловое наполнение. Безусловно, Ника, олицетворяющая Победу, стала весьма благодатным основанием и максимально уместной визуальной цитатой, особенно учитывая, что Строгановская школа монументальной скульптуры базировалась на идеалах античного искусства, а сама скульптура была предназначена для здания, выполненного в классических архитектурных формах.
Вместе с тем, исторический контекст создания скульптурной композиции "Мир"корректировал и обогатил значимость проекта на различных уровнях. Основным и главным посылом создания этой скульптуры стал первый юбилей Победы. Победа над фашизмом была не только триумфом советского народа и Красной Армии, но и мощным мотивом для духовного и эмоционального подъема и развития всей страны. Огромный заряд победного оптимизма помог нашим людям восстановить и заново отстроить Родину, тяжело пострадавшую от фашистского нашествия.
Несомненно, что этот оптимизм ярко выражен в композиции скульптуры - мы видим молодую девушку, широко и энергично шагающую вперед, навстречу будущему, которое открывается перед ней во всем блеске и необъятности. Рука, вскинутая в победительном жесте, поднимает пальмовую ветвь как триумфальное знамя новой эпохи. Лицо девушки открыто, решительно и радостно, в нем нет ни тени тревоги или гнева, характерных для военного времени. Эта молодая энергия как бы разлита в воздухе вокруг всей фигуры, в овевающем ее свежем ветре.
Монтаж скульптуры "Мир". ДК Челябинского металлургического завода, 1957
Такая реализация художественного образа максимально убедительно связана с местом установки скульптуры - на вершине фронтона Дома культуры Челябинского металлургического завода (ЧМЗ). Как известно, Урал и его производства стали настоящей кузницей Победы. ЧМЗ неимоверным усилием был построен в самый разгар войны и выпускал более 50 марок стали для всех видов нужд оборонной промышленности. С окончанием войны настало время для новой жизни, в которой есть место не только напряженному труду, но и облагораживанию повседневности через культуру и образование.
Для этого уже в мирное время (1954-1957) ленинградскими архитекторами под руководством А. Зайцева был спроектирован и построен Дворец культуры ЧМЗ, ставший визуальной и смысловой доминантой целого района. Ныне Дворец культуры признан не только объектом культурного наследия регионального значения, но и одной из основных достопримечательностей Челябинска. Планировка района решена таким образом, что ДК композиционно выделен из городской застройки обширным свободным пространством скверов по оси улицы Богдана Хмельницкого. Так "мирная Ника" Анатолия Врубеля как-бы возносится над городом навстречу его жителям.
Руководителем дипломного проекта А.В. Врубеля стал известнейший советский скульптор-монументалист и основатель современной Строгановской школы монументально-декоративной скульптуры Георгий Иванович Мотовилов. Проект и рабочая модель скульптуры создавались А.В. Врубелем в 1954-1955 годах как часть проекта здания Дворца культуры, открытие которого состоялось в 1957 году. Для реализации и установки скульптуры "Мир" Врубель выезжал на два года в Челябинск и не только на месте вылепил натуральную модель, но и принимал непосредственное участие в отливке в бетоне и установке скульптуры.
Это в принципе характерно для послевоенной эпохи. когда любая работа, направленная на благо страны, должна была быть доведена до логического завершения, что можно проследить и на других реализованных дипломных проектах Строгановской кафедры Монументально-декоративной скульптуры описываемого периода.
Ника Самофракийская в Лувре
Интересно сравнить художественную концепцию «Мира» Анатолия Врубеля с другой, гораздо более известной скульптурной композицией, в основании которой лежит пластическая идея Ники Самофракийской, - со знаменитейшим монументом Родине-Матери на Мамаевом кургане, где мы видим сильную женскую фигуру, охваченную праведным гневом, даже справедливой яростью, направленной против захватчика. И если "Грозная Ника", Родина-Мать великого Вучетича - это воительница, только поднимающая меч, впоследствии переломивший ход Второй мировой в Сталинградской битве, то пальмовая ветвь, венчающая "Мир" - это триумф того светлого будущего, ради которого советский народ стоически вынес все ужасы и тяготы. "Мир" - это олицетворение мирной, свободной, оптимистичной и созидательной жизни, которая стала не только наградой за Победу, но и целью освободительной войны. В данном случае художественный образ, созданный А.В. Врубелем, - это и мир как юность жизни, и мир как благоденствие, и мир, как мирное будущее планеты.
Все смыслы этой скульптурной композиции пропитаны оптимизмом и надеждой, радостным ожиданием и решительной творческой готовностью войти в свет будущей жизни. Не будет преувеличением утверждение, что поколение, к которому принадлежал Анатолий Врубель, именно так ощущало свое вступление во взрослую жизнь. Это светлое чувство стало мощным импульсом для наступления периода Оттепели.
Так, можно обоснованно утверждать, что скульптура "Мир" стала одним из ярких образцов творческих традиций Строгановской школы. Описываемый выше комплексный подход к художественному проектированию, где учтены и образ, и пластика, и духовно-эмоциональное состояние общества, и контекст создания и реализации скульптурной композиции, характерны для Строгановской традиции.
"Родина-мать зовет!" Мамаев Курган, Волгоград. Скульптор Е.В. Вучетич
Высокие образовательные стандарты, заданные в 1945 году при воссоздании Строгановской школы, стали продолжением, трансформацией и развитием традиций Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища, которое было основано в Москве 31 октября 1825 года и 200-летний юбилей которого мы встречаем осенью этого года. В свете этого события можно было бы посвятить множество совершенно справедливых хвалебных слов нашей alma mater, но лучшим - и самым убедительным - свидетельством успехов и достижений Строгановки стали и станут ее выпускники, многие из которых не только личным творчеством свидетельствуют об устойчивости и актуальности Школы, но передают накопленный за два века опыт художественной работы младшим поколениям. Им еще только предстоит влиться в строительство своего благополучного будущего и благополучного будущего нашей общей Родины. Пожелаем им на этом пути большого и яркого успеха.
Анастасия ВРУБЕЛЬ
23 августа 2025 года
Москва
Фото из архива автора