Объединение московских скульпторов представляет творчество Юрия Алексеевича Хоровского. Рассказываем о нем и его работах, а также открываем страницу художника на нашем сайте.
Фото из журнала "Чайка" (Мэриленд, США)
Юрий ХОРОВСКИЙ родился в 1946 году в городе Чадыр-Лунга, Молдавская ССР.
1965 Окончил в Кишиневе Республиканское художественное училище имени И.Е. Репина, педагог - Л.И. Дубиновский.
С 1968 Участник московских, республиканских, всесоюзных, российских, международных и зарубежных выставок и конкурсов.
С 1970 Член Союза художников СССР, член МОСХ, член Международного союза художников.
C 1988 Живет и работает в Москве.
1992 Член секции скульптуры Московского союза художников и Объединения московских скульпторов.
Автор монументальных произведений, установленных в России и за рубежом. Работы хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Вологодской и Липецкой областных картинных галереях, Пермской государственной художественной галерее, Ярославском художественном музее и многих других.
Страница Юрия ХОРОВСКОГО на сайте ОМС
О ТВОРЧЕСТВЕ ЮРИЯ ХОРОВСКОГО
По образованию скульптор. Травмировал членов советских выставкомов своими скульптурами, в которых никоим образом не воспевались замечательные черты простого труженика или пылкого революционера, но зато было много ржавого сваренного металла и непонятных деталей. Железо, мрачные фигуры и масштабные инсталляции из папье-маше - вот с чего началась работа Хоровского с ведущими московскими галереями.
Хоровский-живописец никогда не изменял своей приверженности к фигуративному воспроизведению действительности, но работы его всегда отличалось едким сарказмом и тихим издевательством над изучаемой темой. Брутальность мясистых фигур и экзотические сочетания красок вызывали недоумение, уважение, а иногда, как это случилось с группой уважаемых работников Третьяковской галереи - испуг перед «мощным потоком отрицательной энергии».
В последние годы Хоровский занимается также фотографией, компьютерной графикой, делает коллажи. В его незатейливых сюжетах наслаиваются друг на друга и смятение загадочной души политика, и драматичность физиологических процессов простого русского алкоголика, и многое другое. В своих работах он по-прежнему бежит от бессмысленных попыток демонстрации вселенской мудрости, широко использует мотивы современных мифов и незатейливые картинки уличной жизни.
При этом, смею сказать, что не слишком много найдется художников, которые с одинаковой силой, даже мощью, управляются и оперируют всеми этими видами искусства, жанрами, техниками, палитрами и абрисами. Легко и свободно на любой поверхности возникают, странные - как кажется - слишком многозначительные пейзажи; животные - ласковые и злобные, домашние и фантастические; лица: реальные и - вызванные из небытия; возникают и рушатся миры, снова возникают и опять исчезают, намекая то ли на бренность всего сущего, то ли на вечное бессмертие вселенной и души…
И самые простые материалы, становятся таким же убедительным средством выразительности, как дорогие краски или драгоценный мрамор…
У меня есть стойкая уверенность в том, что если человек делает что-то очень хорошо - то он так же хорошо может сделать и многое другое. И работы Юрия Хоровского - независимо от жанра, материала или темы - это предсказуемый итог таланта прекрасного рисовальщика; умений - почти тайных - профессионального литейщика; скульптора, умеющего и отсечь все лишнее и - добавить нужное.
Но главный дар художника, наверное, в том, что, глядя на его произведения, просыпается в человеке то самое главное, что ему досталось от Бога или эволюции (это уж кто как понимает): гуманитарное начало. Способность мыслить, любить и сохранять свое высокое предназначение.
Татьяна ЧИСТОВА,
искусствовед, член секции критики Московского союза художников
''Три девицы'', 1980-е. Бронза, высота 40 см.
Министерство культуры Республики Молдова, Кишинев
''Эпоха ''Blue Jeans'', 1980-е. Шамот, высота 110 см.
Дом моды, Кишинев, Республика Молдова
''Очередь'', 1985. Дерево.
''Летатлин'', 1987. Бронза. Фото: mk.ru
''Петух'', 1988. Дерево, высота 170 см.
Министерство культуры Республики Молдовы, Кишинев
Из полиптиха ''Кавалькада'', 1989. Холст, масло, 148х98 см.
Балашихинский историко-художественный музей, Московская область
''Каждая женщина немного мужчина'', 2004.
Смешанная техника, высота 90 см
''Каждая женщина немного птица'', 2004. Смешанная техника, высота 110 см
''Каждый мужчина немного женщина'', 2004.
Смешанная техника, высота 110 см
Из серии ''Пляж'', 2008. Бумага, уголь, гуашь, 60,4х119,5 см.
Пермская государственная художественная галерея
Надгробный памятник Народной артистке СССР Людмиле Гурченко, 2012. Камень.
Новодевичье кладбище, Москва
''Иван Грозный'', 2015-2020. Ваза. Фаянс, высота 40 см
''Кто гудел!'', 2015-2020. Дерево, акриловый мрамор
''Мы не рабы'', 2015-2020. Смешанная техника, 60х280 см
''Русский Самсон'', 2015-2020. Фаянс, высота 75 см
''Война миров'', 2017. Из серии ''Красные шкатулки''.
Дерево, акриловый мрамор, металл
''Петух'', 2017. Бумага, акрил, угольный карандаш, 86х61 см.
Балашихинский историко-художественный музей, Московская область
Из серии ''Из Чехова цитаты'', 2018. Бумага, тушь, размер каждого рисунка: 42х29,5 см.
Балашихинский историко-художественный музей, Московская область
''Шляпа и картуз'', 2020-е. Акриловый мрамор, 84х100х30 см
''Я выпускаю джем на свободу!'', 2020. Пластик, высота 140 см
''Cочи - 1937. Оба бы'', 2022. Акриловый мрамор, высота 80 см
Из серии ''Читая Пушкина'', 2024. Бумага, тушь, размер каждого рисунка: 29,7х21 см.
Балашихинский историко-художественный музей, Московская область
''Любить животных'', 2025. Бронза, 51х39х16 см
''Пролетарий над гнездом кукушки'', 2025. Бронза, 68х58х20 см
''Девочка с дракончиком'', 2025. Бронза, 39х35х11 см
Фото из архива Юрия ХОРОВСКОГО