60 лет назад Суздаль представлял убогое зрелище. В городе не было газа, инженерных сетей, канализации, дорог, даже автовокзала. Кругом разрушенные церкви и монастыри. А еще тотальный дефицит продуктов в магазинах, обшарпанная гостиница на 60 "человекомест", в которую заселиться можно было только по блату. Короче, туристов городе вообще не ждали.
В 1967 году, когда Совет министров СССР принял постановление "О создании туристского центра в г. Суздале", начались вдруг удивительные перемены. Весь город стоял в лесах, всё кругом решительно ремонтировалось и благоустраивалось. Реконструкцию Суздаля, куда со всех концов страны на новую ударную всесоюзную стройку командировали лучших строителей, инженеров, реставраторов и художников, возглавил легендарный Михаил Посохин (1910-1989), главный архитектор Москвы, создатель Кремлевского дворца съездов.
Венцом всех беспрецедентных усилий, на которые ушли десять лет и фантастические для того времени деньги - 70 миллионов бюджетных рублей, стало возведение ультрасовременного и суперкомфортабельного Главного туристического комплекса (ГТК) "Суздаль", открывшегося в 1977 году. Отныне не только советским, но и зарубежным туристам, хлынувшим в СССР накануне и во время московской Олимпиады-80, было что показать. Суздаль, восставший из руин и забвения, превратился в настоящую жемчужину так называемого "Золотого кольца".
Среди тех, кто в те (уже далекие годы) был брошен на очередную "стройку коммунизма" в Суздале, оказался скульптор Юрий Александров (1930-2004). Он, вместе с Вячеславом Клыковым (1939-2006), стал автором рельефа "Время" (часы, известняк) и скульптурных вставок на фасаде ГТК "Суздаль".
Также Юрий Владимирович (но уже без участия Вячеслава Михайловича) создал в интерьере пять огромных скульптур "Русское веселье" (начищенные до блеска пузатые медные самовары) и композицию "Стражи Родины" (внушительный и внушающий стальной камин) - для ресторана и банкетного зала туристического комплекса.
Но главным делом все-таки были часы ("Время"). Экскурсоводы, выгружая толпы туристов к зданию ГТК "Суздаль", рассказывают им о том, что "с помощью тонкого каменного кружева" скульпторы Александров и Клыков "сквозь толщу веков протянули руку древним зодчим", которые более 800 лет назад трудились над украшением Георгиевского собора (Юрьев-Польский) и церкви Покрова на Нерли (поселок Боголюбово). А еще, продолжают экскурсоводы, фигуры над часами "напоминают резьбу Дмитриевского собора" (во Владимире). Ну, и так далее.
Нет ни одного гида, который, заканчивая свою повесть о знаменитых суздальских часах, не упомянул бы о "досадной ошибке", которую допустили в своей работе скульпторы Александров и Клыков (тоже, кстати, знаменитые). Двухметровые стрелки уличных часов они покрыли сусальным золотом, которое в старину мастера использовали исключительно для внутренних работ в церквях. Конечно же, сегодня от золота и следа не осталось...
Не осталось - и ладно. Без золота тоже можно жить и наслаждаться Суздалем.
Главное, что часы остались и идут. "Время" неумолимо тикает, постоянно напоминая нам о том, что труд великолепных советских художников не канул в Лету.
Лев КУЛАКОВ