Сайт ОМС показывает скульптурные серии "Цветы" и "Пловцы", созданные художником Сергеем Судаковым.
"ЦВЕТЫ"
- Первые работы серии "Цветы» появились в конце 2021 года, продолжая существовать, несмотря на течение времени. Мне хотелось запечатлеть акварельный рисунок на дереве, сохранив его эскизную легкость. Материал был просто обработан и покрашен, чтобы продемонстрировать его текстуру и цвет.
Некоторые цветы выглядят свежими, а другие начинают увядать. Мои скульптуры отражают изменения и увядание, наблюдая за растениями, встречающимися на улицах. Прототипы можно найти в работах других художников. Цветы - это мотив, к которому можно возвращаться снова и снова. Они символизируют уют и основное желание украсить свое жизненное пространство. Мои цветы - это попытка замедлить течение времени, заморозить минуты спокойствия и умиротворения.
Сергей СУДАКОВ
Из серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 32х27х18 см
Из серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 33х20х12 см
Из серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 33х27х25 см
Из серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 43х10х10 см
Из серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 45х16х15 см
Из серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 55х15х17 см
Из серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 62х21х17 см
Из серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 63х25х19 см
Из серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 68х25х25 см
Из серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил
"ПЛОВЦЫ"
- Искусство - один из проводников наследия прошлого. Так, фреска "Ныряльщик из Пестума", открытая в ходе археологических раскопок в 1960-е годы, входит в список самых известных культурных артефактов древних греческих городов. О символике и семантике этого произведения исследователи спорят до сих пор. Это прыжок в море смерти, т.е. символический переход, или просто фиксация повседневности?
В новой серии скульптур "Пловцы" Сергей Судаков подходит к изображению пластики человеческого тела не из представлений «рафинированного» неоклассицизма, а напрямую - от живой натуры. Скульптор следует внутренней динамике человека, которая возникает в момент, когда принято решение совершить прыжок в воду. Лаконичные по форме, его пловцы вместе композиционно тяготеют к инсталляции и, как следствие, располагают к восприятию пространства как части художественного материала. Герои Судакова готовятся к погружению в воду, стоя на капителях колонн витрувианского ордера разной степени руинированности. Эти детали архитектурной конструкции будто бы проступили сквозь толщу веков и, символизируя остовы старого мира, распавшейся римской империи, служат ступенью в новый мир/рим.
Судаков мастерски передает переходное состояние своих героев, которые метафорически ныряют из одной среды (эпохи) в другую. Бассейн служит вневременным вместилищем, заполненным сонмом невидимых еще образов. Погружаться на его дно или оставаться на поверхности - выбор ныряльщика.
Судаков слегка тонирует скульптуры красками приглушенных оттенков. Это вызывает эффект "движения" произведений искусства по линии времени - от момента создания к настоящему. Известно, что совершенные по красоте античные скульптуры (и архитектура) были окрашены, а вовсе не были белоснежными мраморными изваяниями. Судаков же высекает своих героев из дерева разных пород, придавая им черты «обычного» человека, не идеального по пропорциям и строению мышц тела. Пластическими средствами художник выражает их мысли и чувства, порой не самые возвышенные, но всегда точно связанные с тем моментом, который они чувственно переживают.
Произведения автора - моментальные слепки, где в скульптурном материале запечатлены герои, остановленные в своем движении. Состояние внутренней тишины и сосредоточенность на движениях тела пловцов как нельзя лучше ассоциируются с ощущением растянутого или остановленного времени.
Герои Судакова становятся способными чувствовать мир "на кончиках пальцев". Зыбкость, неопределенность момента смены среды с воздушной на водную становится образным выражением переходного времени. Прыжок в воду - это прыжок в неизвестность. Бассейн, наполненный водой, можно сравнить с омутом памяти, коллективным бессознательным или непроявленным будущим, густо замешанным на вековой памяти людей и места.
Так куда же готовятся совершить прыжок пловцы Судакова - в вечность или в новое время? Какие жемчужины добудут они на блистательном белом дне чаши бассейна - ветхие заветы старого мира или истины нового мира?
Дарья ЧУПРИКОВА, искусствовед
"Ныряльщик из Пестума", 480-470 до н.э. Фреска, 100х215 см.
Национальный архитектурный музей Пестума, Италия
Из серии ''Пловцы'', 2024-2025. Дерево, акрил
Из серии ''Пловцы'', 2025. Дерево, акрил, 163х65х56 см
Из серии ''Пловцы'', 2025. Дерево, акрил, 170х43х33 см
Из серии ''Пловцы'', 2025.
Дерево, акрил, битумный лак, 163х46х32 см
Фото: сайт Сергея СУДАКОВА