Сергей Меркуров в Ялте. 1908 год

СЕРГЕЙ МЕРКУРОВ. СОВЕТ УМИРАЮЩЕГО КУИНДЖИ

В молодости скульптор Сергей Меркуров, после путешествий по Европе, несколько раз побывал в Крыму, где не только лечился от туберкулеза, но и много работал, выполняя в основном частные заказы.

В 1909 году судьба даровала ему в Ялте встречу с выдающимся художником Архипом Куинджи. Архип Иванович к тому времени был уже тяжело болен, жить ему оставалось только год, и может, поэтому в разговоре с Меркуровым Куинджи, человек всегда немногословный и по натуре «затворник», разоткровенничался: резко «прошелся» по Репину, а заодно объяснил, почему каждый художник должен обходить Третьяковку за три версты.

 

А. И. КУИНДЖИ

(Ялта, 1909)

Архип Куинджи (1842-1910)Архип Куинджи (1842-1910)

- Прости, что поздно ночью я вызвал тебя. Тяжко, не хочется умирать. Это, с тобой мне легче... ты, это, веселый, и мне нравится, как ты относишься к смерти. И, это, ты прав: не умереть страшно, а умирать — ведь, это, сердце не хочет работать? Я боялся, что умру до твоего прихода, и вот на клочке оставил тебе распоряжение.

Беру клочок пергамента из-под икры, дрожащей рукой написано: «Если умру, прошу послать в Академию художеств телеграмму ректору Беклемишеву. — Куинджи».

Сейчас припадок прошел.

Больному легче, доктор запретил много говорить.

Но словоохотливому Куинджи трудно выполнять предписание доктора.

- Ты знаешь, это, почему я тебя люблю? Ты — редкий экземпляр из молодых художников — ни разу не просил у меня денег. Все просят. Это, я свое имение в Крыму отдал художникам. Это, после смерти все деньги оставлю художникам. Это, и сейчас помогаю. А, это, ты — гордый, молодец. И знаю, что у тебя нет денег, — и не просишь.

- Архип Иванович, я зарабатываю. Мне хватает моего заработка — вот еду в Мариуполь завтра. Буду работать памятник.

- Да, это, я-то — из Мариуполя. Если там спросят, пожалуйста, никому там не говори, что я здесь, будут надоедать. Всегда надоедают. Люди надоедливы и тщеславны. Не будь таким. Бери пример с меня. Вот, видишь звезду?  (Рука лезет под подушку и оттуда извлекает звезду Станислава.) Это, видишь, Николай II наградил меня этой звездой — для тщеславия. Это, нужно ее бросить собаке под хвост...

- Архип Иванович, раз собаке под хвост, чего же вы держите ее под подушкой и спите на ней?

- Это, друг мой, держу ее для дураков.Умному не надо этого. Вот, это, Илья [Репин] любит почести. Он — хитрый и, знаешь, очень талантливый. Ум, соединенный с хитростью, при таланте делает человека гениальным, — а Илья только хитрый. Это, тебе понятно, что я хочу сказать?

- Понимаю, Архип Иванович.

- Ведь, это, вместе мы начинали. Он с Третьяковым ладил. А у меня не выходило. Поедешь в Москву, обходи улицу, где Третьяковка: там собраны наши слезы, пот и кровь. Когда я писал свою «Березовую рощу», я зарабатывал ретушью у фотографа 7 рублей в месяц. Третьяков пришел ко мне. Торговал «Березовую рощу». Я просил 250 рублей. Он давал 100. Я не уступал. Он приходил часто и каждый раз прибавлял по 50 копеек. Наконец, это, он купил за 150 рублей. Это, ты сосчитай, сколько раз он был у меня. Не любил я его.

А Илья ладил: он хитрый. А ты держись подальше от этих меценатов. Они выгодно помещают свой капитал. Не верь их ласковым словам. Это, они тебе, как индюку, будут свистеть, чтобы ты хвост распустил, и подешевле взять самое дорогое для тебя — твое произведение. И награждать будут — не верь. Вот, видишь звезду: Николай дал, а я собаке под хвост — вот! А в Мариуполе, смотри, не говори, что я здесь и болен.

- Хорошо, Архип Иванович, Ваше слово — для меня закон. Вам сейчас стало легче. Я уйду. А утром уеду в Мариуполь.

Прощай!

Несколько шагов к дверям.

- Сергей, вернись. Это, что я хотел тебе сказать. Это, если в Мариуполе спросят обо мне, ну так и быть, городскому голове можешь сказать, что в Ялте.

Архип Куинджи. ''Березовая роща'', 1879. Государственная Третьяковская галереяАрхип Куинджи. ''Березовая роща'', 1879. Государственная Третьяковская галерея

Илья Репин. ''Портрет художника Архипа Куинджи'', 1877. Государственный Русский музейИлья Репин. ''Портрет художника Архипа Куинджи'', 1877. Государственный Русский музей

Сергей Меркуров за работой над ''Портретом художника И.Г. Мясоедова'' в мастерской в Ялте, 1908.Фото из книги: ''С.Д. Меркуров. Воспоминания...'',М., Kremlin Multimedia, 2012Сергей Меркуров за работой над ''Портретом художника И.Г. Мясоедова'' в мастерской в Ялте, 1908.
Фото из книги: ''С.Д. Меркуров. Воспоминания...'',
М., Kremlin Multimedia, 2012

Архив Г.С. МЕРКУРОВА

(Написано в 1934 году. Впервые опубликовано в книге «С.Д. Меркуров. Воспоминания. Письма. Статьи. Заметки. Суждения современников». Москва, Kremlin Multimedia, 2012).

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск