СЕРГЕЙ МЕРКУРОВ. ПАРАД ПОСМЕРТНЫХ МАСОК

По свидетельству очевидцев, Сергей Меркуров довел искусство снятия посмертных масок до филигранного мастерства. Никто точно не знает, сколько он этих масок «выполнил», но говорят о нескольких сотнях.

Писатель Юрий Олеша был очевидцем того, как Сергей Меркуров в 1934 году снимал посмертную маску с Андрея Белого. Дело происходило в зале московского Клуба писателей. Как вспоминает Олеша[1], он и еще несколько человек «столпились у гроба, в котором лежал поэт, «обезображенный и, казалось, униженный тем, что голова его была залита гипсом и представляла собой белый, довольно высокий холм».

Меркуров, поскольку он работал с гипсом, был в халате, и руки его были испачканы в белом.

«Он, - пишет Олеша, - разговаривал с нами, и было видно, что он чего-то ждет. Поглядывая на часы, отодвигая стянутый тесемками рукав. Вдруг он подошел к белому холму и щелкнул по его вершине пальцами, постучал, отчего холм загудел.

- Готово, - сказал он и позвал: - Федор!

Подошел Федор, тоже в халате - помощник, - и снял холм, что не потребовало затраты усилий, - он снялся с легкостью, как снимается крышка коробки. Я не помню, что мы увидели; если начну описывать, то это не будет воспоминание, а нечто сочиненное. Увидели просто лицо мертвого Андрея Белого.

- Вот и маска, - сказал Меркуров.

Маска была еще внутри этого гипса, еще, так  сказать, в обратном виде, и мы ничего не поняли из того, что понимал скульптор, смотревший во впадину в куске гипса, как смотрят в миску.

- Вы ведь снимали маску со Льва Толстого? — спросил кто-то из нас.

- Снимал.

- Ну и что? - вырвалось у спросившего.

- Сильно прилипла борода.

Я вовсе не хочу порочить скульптора, приводя этот как бы циничный ответ. Он совсем и не был в эту минуту циником. Просто он ответил профессионально».

Сам скульптор не любил рассказывать о том, как он снимает посмертные маски. Исключение он сделал только для Каталикоса Мкртыча Хримяна, Льва Толстого и В.И. Ленина, довольно подробно зафиксировав в своих записях саму «процедуру».

При снятии маски Ленина со скульптором чуть не случился инфаркт: в какой-то момент он вдруг решил, что Вождь не умер и... Но здесь уместнее всего предоставить слово самому Сергею Меркурову.

 

ПОСМЕРТНАЯ МАСКА ЛЕНИНА

(Ночь с 21/1 на 22/1 1924 года)

Мороз. Пурга. Лес Измайлова. Вечер.

Работаю в полушубке. Холодно. В большое окно студии стучит ветер. Слышно, как кругом в лесу кряхтят и стучат старые сосны.

- Что ты делаешь?

- Работаю.

- Что так поздно?

- Какое «поздно», ведь только 8 часов.

- А ты будешь все время в мастерской?

- Что, прикажешь в такой мороз и пургу в лес идти?

 - Ну, прости! Работай. Через час опять звонок.

- Ты все работаешь?

- Да!

- Прости, мы здесь в Совете поспорили, хотим проверить: скажи, пожалуйста, что нужно, чтобы снять чью-нибудь маску?

- Четыре кило гипса, немного стеариновой смазки, метр суровых ниток и руки хорошего мастера.

- Все?

- Все!

- Спасибо. Прости за беспокойство. Ты все будешь работать и никуда не уйдешь?

- Нет, не уйду. Пурга в лесу бушует.

Закрываю ставни. Собака жмется к печи. Снова дребезжит телефон.

- Сейчас за тобой будет автомобиль. Приезжай в Совет, ты нужен.

Через час стук в двери. Автомобиль у опушки леса. Не добрались.

- Одевайся. Едем. Ты нужен по делу. Узнаешь в Совете. Как был в полушубке — вышли. Дошли до автомобиля.

Приехали в Московский Совет. Мертвые комнаты. Неестественная тишина. Огни потушены. Темно. Кой-где горят дежурные лампочки. В одном из углов большой комнаты два товарища во всем кожаном. За поясом оружие. Ждут меня.

- Вот ты поедешь с ними.

- Куда?

- А туда, куда надо. Приедешь и узнаешь! Автомобиль подан. Я прощаюсь.

- Итак, до завтра!

В автомобиле. По бокам два товарища в кожаном. Мой полушубок мало спасает от холода. Автомобиль идет по Замоскворечью. Мы у Павелецкого вокзала. Нас встречает человек десять — в штатском пальто. Под пальто замечаю военную форму. Мелькает мысль: если вопрос касается меня, то десять человек для меня слишком много, могли обойтись двумя-тремя. Значит, я отпадаю. Мысли совершенно отказываются работать.

Ко мне подходят.

- Вам придется довольно долго ехать в автодрезине. Будет холодно. Наденьте еще вот эту шинель.

Я в автодрезине. С двух сторон два товарища в кожаном.

Последние распоряжения.

Все закрывается кругом. Замахали сигнальными огнями; засвистело, загудело, и мы понеслись в ночную мглу. Только на станциях и  полустанках нас встречали зелеными огнями, и мы неслись дальше. Наконец красный огонь. Мы останавливаемся. Предлагают выходить.

Платформа. Ночь. Мороз. Трудно дышать. Мгла.

- Товарищи, а что теперь?

- Нам приказано доставить вас на эту платформу и ждать дальнейших распоряжений. Больше мы ничего не знаем.

Хожу по платформе. Мгла. Через четверть часа около платформы вырисовываются силуэты саней. Предлагают сесть в сани. Едем дальше. Освещенные ворота. Часовой в тулупе. Пропускает нас. До того мысли запутаны и я так далек от всего, что не узнаю Горок. Еще утром я спрашивал Склянского[2], как здоровье Ильича? Получил успокоительный ответ: «Возили на охоту!» Сейчас шагаю через двор — не узнаю двора. Я уже в помещении. Кто-то в форме ГПУ докладывает по телефону:

- Приехал Меркуров.

Меня вводят в полутемную комнату и предлагают сесть. Сажусь в угол, в глубокое кресло. В это время открывается дверь: в просвете — два женских силуэта, направляются к другим дверям. Открывают двери в большую комнату; там много света, и, к моему ужасу, я вижу лежащего на столе Владимира Ильича... Меня кто-то зовет.

Тело В.И. Ленина в Горках, 1924. Архив газеты ''Известия''. Фото Константина КузнецоваТело В.И. Ленина в Горках, 1924. Архив газеты ''Известия''. Фото Константина Кузнецова

Сергей Меркуров. ''Смерть вождя'' (Похороны вождя), 1924-1949. Фрагмент. ГранитСергей Меркуров. ''Смерть вождя'' (Похороны вождя), 1924-1949. Фрагмент. Гранит

Все так неожиданно — так много потрясений, что я как во сне.

У изголовья Владимира Ильича стоит Надежда Константиновна. Она крепится. Но безмерное горе задавило ее.

В противоположной стене полуоткрытые двери в темную комнату. В дверях застывшая в горе Мария Ильинична.

Слышу тихий голос Надежды Константиновны: «Да, вы собирались лепить бюст Владимира Ильича, ему все было некогда позировать — и вот теперь... маску».

В комнате я нахожу все, что мне нужно для снятия маски. Подхожу к Владимиру Ильичу, хочу поправить голову — склонить немного набок. Беру ее осторожно с двух сторон: пальцы просовываю за уши, к затылку, чтобы удобнее взять за шею. Шея и затылок еще теплые. Ильич лежит на тюфяке и подушке. Но что же это такое?! Пульсируют сонные артерии! Не может быть! Артерии пульсируют! У меня страшное сердцебиение. Отнимаю руки. Прошу увести Надежду Константиновну.

Спрашиваю у присутствующего товарища, кто констатировал смерть.

- Врачи.

- А сейчас есть кто-нибудь из них?

- А что случилось?

- Позовите мне кого-нибудь. Приходит.

 - Товарищ, у Владимира Ильича пульсирует сонная артерия вот здесь, ниже уха.

Товарищ нащупывает. Потом берет мою руку, откидывает край тюфяка и кладет мои пальцы на холодный стол. Сильно пульсируют мои пальцы.

- Товарищ, нельзя так волноваться — пульсирует не сонная артерия, а ваши пальцы. Будьте спокойны. Сейчас вы делаете очень ответственную работу.

Слова возвращают меня к реальности.

Маска - исторический документ чрезвычайной важности. Я должен сохранить и передать векам черты Ильича на смертном одре. Я стараюсь захватить в форму всю голову, что мне почти удается. Остается незаснятым только кусок затылка, прилегающий к подушке.

В темных дверях неподвижно стоит Мария Ильинична[3].

За время работы она не вздрогнула. Я чувствую ее застывший взгляд.

В голове у меня мелькает художник Каррьер с его полотнами в полутенях — в полумраке.

Наконец к четырем часам утра работа готова.

Меня торопят. Приехали профессора для вскрытия. Последний прощальный взгляд. В мыслях проносится: Швейцария, Цюрих[4], Айтрахт — выступления Ильича. Потом Москва — Кремль — далее Красная площадь. С Лобного места Ильич говорит. Речь его проста. Ярка. Образна. Его картавое «Товарищи», брошенное в массы. Кругом бушует народное море. И сейчас здесь, на столе... он — Ленин.

Сергей Меркуров. Посмертная маска В.И. Ленина, 22.01. 1924. Гипс.Государственный исторический музейСергей Меркуров. Посмертная маска В.И. Ленина, 22.01. 1924. Гипс.
Государственный исторический музей

Слепки с правой и левой кистей В.И. Ленина, 22.01. 1924. Гипс.Государственный исторический музейСлепки с правой и левой кистей В.И. Ленина, 22.01. 1924. Гипс.
Государственный исторический музей

Сергей Меркуров. ''Смерть вождя'' (Похороны вождя), 1924-1949. Гранит, 360х200х270 см.Государственный исторический музей-заповедник "Горки Ленинские", Московская областьСергей Меркуров. ''Смерть вождя'' (Похороны вождя), 1924-1949. Гранит, 360х200х270 см.
Государственный исторический музей-заповедник "Горки Ленинские", Московская область

(Текст из книги: «С.Д. Меркуров. Воспоминания. Письма. Статьи. Заметки. Суждения современников». Москва, Kremlin Multimedia, 2012)

 

Справка Государственного исторического музея

В.И. Ленин умер 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут в усадьбе Горки Подольского уезда Московской губернии.

В январские дни 1924 года группа художников, среди которых был скульпторы И. Шадр, М. Манизер, С. Меркуров, художник И. Бродский, провела долгие часы у гроба Ленина. В ночь с 21 на 22 января 1924 года в Горках скульптор С.Д. Меркуров снял маску с покойного В.И. Ленина. Работу С.Д. Меркуров закончил в 4 утра.

Значение посмертной маски В.И. Ленина как исторической реликвии было оценено сразу. В адрес Комиссии ЦИК СССР по организации похорон В.И. Ульянова (Ленина) посыпались просьбы предоставить гипсовую копию маски. Еще до официального разрешения на тиражирование было сделано 14 экземпляров слепков маски и рук Ленина для его родных и соратников. Каждый экземпляр серии имеет номер авторского отлива. После официального разрешения 4 апреля 1924 года тиражирование маски было поставлено на поток, что неизбежно привело к утрате документальной достоверности.

Ленинские посмертные маски тиражировались и регулярно возникают на различных аукционах, где выдаются за подлинные. Но только в Государственном историческом музее хранится подлинник посмертной маски В.И. Ленина.

[1] Олеша Ю. "Ни дня без строчки". М., 1965. С. 166–167. Отрывок приведен в книге «С.Д. Меркуров. Воспоминания. Письма. Статьи. Заметки. Суждения современников». Москва, Kremlin Multimedia, 2012.

[2] Эфраим Маркович Склянский (1892–1925) — в то время заместитель председателя Реввоенсовета республики, член Совета Обороны.

[3] Мария Ильинична Ульянова (1878-1937), младшая сестра В.И. Ленина.

[4] В Цюрихе в 1902 году Сергей Меркуров в первый раз слушал выступление В.И. Ленина, а позже познакомился с ним лично.

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск