Новости

Previous Next

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ФАХРАДДИНА РЗАЕВА

Сегодня стало известно, что два дня назад, 28 апреля 2020 года скончался наш друг, товарищ, коллега, прекрасный скульптор и человек Фахраддин Рзаев.

Объединение московских скульпторов, секция скульптуры выражают глубокие соболезнования всем родным и близким Фахраддина. Скорбь наша не знает предела.

Фахраддин был удивительно добрый, внимательный и отзывчивый человек. Требовательность и беспощадность он проявлял только к собственному творчеству, бесконечно, изо дня в день оттачивая собственное мастерство, месяцами вынашивая замыслы, неделями не выходя из мастерской, где трудился.

Редакция сайта ОМС собрала наиболее значимые работы Фахраддина. А еще давайте послушаем, что он думал о призвании скульптора и творца.

 

КАК ПОЯВЛЯЮТСЯ СКУЛЬПТОРЫ

- В моем роду художников до меня не было, но тяга к рисованию и скульптуре у меня была с детства. Рисуя окружающие горы и деревья, я чувствовал, что только плоскости бумаги мало, мне ближе объемные изображения.

Село, где я родился, окружено горами, поэтому особенная любовь к камню в скульптуре для меня, думаю, естественна. Природа Азербайджана не может оставить равнодушным никого, тем более художника. Если бы я не стал скульптором, я был бы живописцем.

 

ЯЗЫК СКУЛЬПТУРЫ

- Скульптура - то же, что книга для писателя, это возможность выразить свои мысли, свое видение проблем, волнующих скульптора, языком пластики. Вот и все.

 

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ В СКУЛЬПТУРЕ

- Мне нравится камень, бронза и… пластик, с которым я стал работать только в Европе.

Современная архитектура требует новых ультрасовременных материалов, таких, например, как пластик, который позволяет даже раскрашивать абстрактные скульптуры.

С бронзой… много хлопот. После того, как слепил из глины, нужно отлить скульптуру в гипсе, затем сделать кусковые формы, отлить в воске, потом отлить из бронзы, чеканить, тонировать, и только тогда можно считать, что скульптура готова.

 

ЭСКИЗ В СКУЛЬПТУРЕ НЕ ГЛАВНОЕ

- С камнем своя специфика: надо отколоть все лишнее. Мне нравится мрамор, доломит, гранит. Я люблю работать даже без эскиза в любом камне, любого размера.

Я чувствую камень, вижу, что там «спрятано», то есть свою композицию. Как правило, это восточные мотивы, в узнаваемом, моем стиле.

Благодаря ежегодным международным симпозиумам по скульптуре в камне в Москве и за рубежом, участником и руководителем которых я был много лет, у меня большой опыт работы с камнем.

 

НИ ДНЯ БЕЗ СКУЛЬПТУРЫ

- Иногда за час рождается формула идеи, иногда месяцами вынашиваешь воплощение замысла.

Каждый день думаешь о новой композиции, но результат может получиться только после многодневных размышлений, зарисовок и лепки множества эскизов.

 

СОВРЕМЕННАЯ СКУЛЬПТУРА

- Всегда пользуются спросом скульптуры, которые имеют свое лицо, узнаваемые по стилю автора. Кроме того, современная скульптура должна сочетаться с современной архитектурой.

Азербайджанские мотивы в моих работах стилизованы в современных формах. Может быть, этим объясняется интерес к моему творчеству в Европе.

 

МОИ ЛЮБИМЫЕ СКУЛЬПТУРЫ

- Мне нравятся несколько моих, я считаю, знаковых работ. Это «Узы» – абстрактно-философская тема о том, как важно сохранить целое, потому что восстановить разрушенное невозможно; «Поцелуй» – целомудрие любви; «Беженцы», «Ходжалы» – о самых беззащитных жертвах войн: матерях, детях, и о великой силе чувства материнства, благодаря которому продолжается жизнь.

Про работу «Беженцы», которая была создана под впечатлением Карабаха, я однажды услышал, как молодой человек объяснял своей девушке: «Скульптор выразил связь матери и ребенка на всю жизнь, обвязав их веревкой, как пуповиной». Мне приятно быть понятым.

 

ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ ДЛЯ СКУЛЬПТОРА

- Я каждый год езжу в Португалию. Там для меня создают все условия для творчества: мрамор, гранит, инструменты, кров и еду. Что еще нужно скульптору для счастья? Только желание творить на родине!

Моя мечта – иметь учеников в Азербайджане и организовать международный скульптурный симпозиум на постоянной основе в Баку.

От редакции: в свое время португальцы очень заинтересовались творчеством Фахраддина Рзаева. Они постоянно наведывались в его мастерскую, смотрели, как он работает, фотографировали.

И вот однажды живущий в португальской области Альгарве этнический немец Карл Хайнц купил целую серию работ Фахраддина, а потом устроил в парке возле своего дома постоянно действующую экспозицию его работ.

Более того: Карл Хайнц построил для него мастерскую с двумя жилыми комнатами, где Фахраддин два месяца в год жил и работал.

 

И ПОСЛЕДНЕЕ: О ВЕЧНОСТИ

(Смеясь и отвечая на вопрос журналиста о том, выдержат ли его произведения испытание вечностью):

- Это только гонорар зависит от возможностей заказчика. А истинная художественная ценность работы обычно устанавливается после смерти автора, спустя века.

Насчет вечности у меня точно амбиций нет, хотя… давай встретимся лет через пятьсот и поглядим, замирают или нет возле моей «Евы»…

По материалам газеты «Зеркало» и информационного портала «AzcoNews»

Страница Фахраддина Рзаева на сайте ОМС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наши контакты

Секретарь-референт правления секции скульптуры МСХ и ОМС
Т.А. Малецкая 8 (495) 472-51-51

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Поиск