ЛЕОНИД БАРАНОВ. РОМАНОВЫ

14 октября в государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО» открывается выставка «Императорские портреты. Историческая ретроспектива». В экспозиции, приуроченной к 300-летию провозглашения Российской империи, представлены 35 портретов российских самодержцев скульптора Леонида Баранова, произведения художников Жени Шефа и Елены Шипицовой, работы из коллекции «РОСИЗО».

Сайт ОМС рассказывает о Леониде Баранове, его исторических портретах, а также показывает произведения других участников выставки.

 

ЛЕОНИД БАРАНОВ

Леонид Баранов родился 30 декабря 1943 года в Москве. Окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, мастерская Н.В. Томского (1962-1968).

Член Союза художников СССР/России (1969). Член секции скульптуры Московского союза художников и Объединения московских скульпторов (1992). Действительный член Российской академии художеств (2012). Заслуженный художник Российской Федерации (2014).

В 2010 создал музей-мастерскую своих произведений в деревне Старое Омутищи Владимирской области, который входит в экскурсионные программы города Москвы.

Работы Леонида Баранова хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства, Государственном музее А.С. Пушкина, в частных коллекциях Парижа, Рима, Флоренции, Венеции, Милана, Франкфурта-на-Майне, Мюнхена, Будапешта, Торонто, Лондона, Вены, Нью-Йорка, Бостона, Цюриха и других городов мира.

Леонид Баранов вошел в историю отечественного искусства своими образами известных личностей русской истории и культуры еще в начале 1970-х годов. Его работы, говорится в пресс-релизе выставки, отличаются индивидуальностью трактовки исторического портрета, а также экспериментальной работой с пространственными решениями. Своей главной теме – поэтической интерпретации образов великих деятелей истории, науки и культуры – он остается верен до сегодняшнего дня.

Одна из записей, сделанных в инстаграме Леонида Баранова, объясняет, почему скульптор постоянно возвращается к историческому портрету:

- Как и для чего делаются портреты исторических личностей? Часто бывает так: художник, осуществляя определенный заказ, создает портрет исторического персонажа (например, Петра I). При этом главную задачу он видит в том, чтобы добиться возможно большего сходства, для чего использует документальный иконографический материал.

Создав похожий портрет, художник убеждается, что осуществил задачу, и больше к данному персонажу не возвращается.

Но бывает иначе. Для Леонида Баранова словосочетание «исторический герой» – не отвлеченное понятие, а скорее образ жизни, часть его самого. Петр I, Ломоносов, Пушкин, Гоголь, Достоевский существуют в его сознании как потоки энергий, как высокие звуковые, световые обертоны. Образы концентрируются, материализуются и жаждут выхода.

Леонид  Баранов не просто создает портрет, а как бы освобождается от наваждения. Вылепив один раз портрет исторического героя, художник с этого момента сам попадает в зависимость, вновь и вновь воссоздает явившийся из прошлого образ, который входит в ток крови, в пульсацию сердечной мышцы.

Портрет, существующий в сознании автора, никогда не оказывается окончательным и завершенным. Так, реализуя конкретный заказ, художник создал для Роттердама статую Петра I. Через несколько лет рождается (именно рождается) вторая, во многом отличная от первой, статуя царя. Художник делает ее исключительно для себя, в соответствии с собственной внутренней необходимостью.

                                                                                                                       

А вот еще одна запись из инстаграма Леонида Баранова:

- В большинстве произведений графики, живописи и скульптуры Петр I предстает в величавой многозначительной позе или в бурном движении – он полководец, преобразователь, законодатель.

Но есть великолепное произведение, в котором монарх представлен совершенно иным – восковая персона, созданная скульптором Карло Растрелли. Петр просто сидит в несколько растерянной позе, на его лице не грозный порыв, а, скорее, задумчивость и удивление. Умение удивляться – тоже искусство, и Петр несомненно обладал этим даром.

Создавая памятник Петру I для Роттердама, Леонид Баранов избрал восковую персону как ключ к образу. Но главное – художник передал психологическую суть ситуации.

Петр прибыл в Голландию инкогнито в составе «Великого посольства» для изучения корабельного дела и массы других полезных для государства вещей. И вот он впервые видит чудо – крупнейший в мире порт с верфями, причалами, вереницами кораблей. Немного неуклюжий, длинный, как корабельная мачта, Петр замер в удивлении. Большой ребенок зачарован открывшейся ему невероятной картиной.

Глядя на Петра, понимаешь, что он был именно таким и никаким другим. Скульптор разгадал внутреннее состояние героя, его позу, выражение лица, жест рук.

Леонид Баранов безошибочно угадывает пластический мотив, как бы на мгновение распахивает окно в прошлое. Он не придумывает, а именно угадывает, в этом залог портретности исторического персонажа.

 

ЕВГЕНИЙ ШЕФФЕР (ЖЕНЯ ШЕФ)

Евгений Шеффер (псевдоним Женя Шеф) родился 28 января 1954 года в Актюбинске (Казахстан). Окончил Московский полиграфический институт (1977), преподаватели Андрей Гончаров (графика), Дмитрий Жилинский (живопись).

Член Союза художников СССР (1978).

В 1985 переехал в Германию. Выпускник Венской академии изобразительных искусств (1993). Почетный член Российской академии художеств (2017).

Работы хранятся в Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства, Художественном музее Циммерли (США), других музеях Европы, а также в частных коллекциях.

 

ЕЛЕНА ШИПИЦОВА

Елена Шипицова - член Союза художников России, член Союза журналистов России, член Московского Дворянского Собрания и Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года.

Лауреат международных и всероссийских конкурсов. Автор более тысячи рисунков, а также иллюстраций к нескольким десяткам книг.

Работы хранятся в музеях и частных коллекциях России и за рубежом.

Александр ЛЬВОВ

 

Выставка «Императорские портреты. Историческая ретроспектива». Куратор Петр БАРАНОВ

14 октября - 14 ноября 2021

Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО". Москва, Петроверигский пер, д 4, стр. 1

Фото: «АртМосковия», инстаграм Леонида Баранова

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск