Роскошный декор и полудрагоценные камни, блеск полированной бронзы, красочные вставки, орнаментальные рисунки… Благодаря использованию таких техник произведения скульптора Кирилла Протопопова притягательны, очаровательны и интригуют. Зрители часто воспринимают его работы как изящное декоративное искусство с милым сказочным содержанием. Но это далеко не так. То есть, совсем не так.
Искусствовед Наталья Розенвассер рассказывает о творчестве Кирилла Протопопова, а сайт ОМС показывает его новые скульптуры.
Скульптуры Кирилла Протопопова напоминают драгоценные изделия с орнаментальным декором, украшенные мелкими драгоценными камнями. Формы и образы его работ невероятно тематичны. Они напоминают, пожалуй, перевернутые сосуды с маленькими головами, руками и ногами, добавленными в контекст (это перекликается с восприятием человека как сосуда греха или сосуда добродетели). Тело иногда разделено на части; количество рук и ног может быть уменьшено или увеличено, а жесты и позы удивительно выразительны.
Роскошный декор, блеск полированной бронзы, красочные вставки, использование гипса в качестве декоративного элемента для раскрытия и орнаментальных рисунков на поверхности, а также тончайшая отделка. Благодаря использованию таких техник творения Кирилла Протопопова притягательны, очаровательны и способны заинтриговать наблюдателя. Некоторые зрители воспринимают его работы как изящное декоративное искусство с милым сказочным содержанием. Но мы должны уметь отличать икону от её облачения.
Погружение в материальный мир превращается в восхищение материальным, а затем и в стремление к украшению в абсолютно средневековом стиле. Но это, как и в средневековом ремесле, проблеск вечной сущности в украшенном облачении.
Скульптора мало интересует рутинная и статичная природа. Он не стремится выразить искреннюю сторону органической жизни в твёрдом материале. Всё, что он делает в искусстве, отражает удивительное чудо существования.
Кирилл Протопопов искренне чувствует влияние обыденного мира, его статическую силу, несмотря на вибрирующую динамику, его энергетическую ауру - всё то, что делает мир вневременным и вечным. Таким образом, в его работах присутствует внутреннее противоречие: парадоксальное различие между смыслом и восприятием, повышенное внимание к статике и динамике.
Он предпочитает работать с материалами в их первоначальном виде, например с бронзой: его работы - это бронза, а не изделия из бронзы. Для художника важна не столько внешность скульптуры, сколько её содержание. Все аспекты скульптуры имеют значение: цвет материала, его текстура и поверхность - украшенная или нет.
Его любимая тема - противоречие между статикой и динамикой. Он всячески подчёркивает статику и выбирает более гибкую форму, пытаясь придать скульптуре динамику жизни с помощью кинетических элементов. Эти кинетические элементы подчёркивают противостояние движения и статики.
Сочетая абстрактные формы с выразительными жестами, Кирилл Протопопов добился стилистического прорыва, создав работы, которые вызывают те же ощущения, что и скульптурные формы Древнего Рима. Для скульпторов романской эпохи самым важным были сюжет и материал: бронзовый сосуд, умывальник, кувшин или каменный столб — всё это в первую очередь утилитарно, практично, и только потом скульптуры обретали живую форму. Отличие скульптур Протопопова в том, что они не имеют утилитарного назначения.
Но что может быть более вечным, чем постоянная борьба между материальным и духовным, бытием и небытием. Эти основополагающие вопросы составляют контекст творчества Кирилла Протопопова.
Наталья РОЗЕНВАССЕР
Текст: каталог "Кирилл Протопопов. Скульптура", Москва, 2004
''Смотрители'', 2024. Бронза, тон, хром, 65х55х12 см
''Клоун'', 2024. Бронза, тон, смальта, 49х34х10 см
''Астроном'', 2024. Бронза, тон, 55х27х8 см
''Большой бык с золотым седлом'', 2023. Бронза, тон, смальта, 50х30х24 см
''Феникс с золотым треугольником'', 2022. Бронза, тон, 48х39х20 см
''Рыбы тоже хотят есть'', 2022. Бронза, тон, хром, 56х29х29 см
''Девушка в золотых туфлях'', 2022. Бронза, тон, хром, 43х24х13 см
''Летящий ангел'', 2021. Бронза, тон, хром, 44х41х31 см
''Девушка с бокалом'', 2021. Бронза, тон, 53х28х16 см
''Удерживающий'', 2020. Бронза, тон, хром, 45х35х26 см
''Обретение Европы'', 2020. Бронза, тон, 37х33х21 см
''Венецианский лучник'', 2018. Бронза, тон, 52х33х10 см
''Человек, осененный идеей'', 2017. Бронза, тон, смальта, 48х26х12 см
''Идущий ангел'', 2017. Бронза, тон, смальта, серебро, 46х46х10 см
''Примирение'', 2016. Бронза, тон, смальта, 45х44х11 см
''Мастер'', 2023. Бронза, тон, хром, 61х36х11 см
Страница Кирилла ПРОТОПОПОВА на сайте ОМС
Фото из архива скульптора