Наши художники

Объединение московских скульпторов благодарит Татьяну Цареву и Кирилла Александрова за большое участие в создании страницы

 

Ирина АЛЕКСАНДРОВА  (8 апреля 1928 – 23 апреля 2013).

Ирина Дмитриевна Александрова (Стефанова) родилась в Москве.

В 1946 Поступила в Московское высшее художественно-промышленное училище МВХПУ (б. Строгановское), отделение "Художественная обработка дерева", затем перешла на отделение «Архитектурно-декоративной пластики», которое окончила в 1954 по специальности архитектурно-декоративная скульптура. Ее преподавателями были Г.И. Мотовилов (монументальная скульптура), Г.А. Шульц (скульптура).

В 1955 Ирина Александрова была принята в Союз художников СССР. Работала в разных жанрах (портрет, станковая, декоративно-прикладная и монументальная скульптура) и материалах (дерево, бронза, кованая медь, шамот, бетон и др.). В 1992 году Ирина Александрова стала членом Объединения московских скульпторов.

С 1956 Ирина Александрова начала выставлять станковые произведения на групповых выставках произведений московских художников. К этому раннему периоду относятся произведения, выполненные в реалистической манере. Одна из первых работ автора «Узбек с бубном», созданная для павильона ВДНХ, сразу обратила на себя внимание - издательством «Советский художник» была выпущена почтовая открытка с изображением керамического варианта этой скульптуры. В той же реалистической манере были выполнены ряд фигуративных композиций, рельефов и портретов.

Портрет всегда занимал особое место в творчестве Ирины Александровой, ставившей перед собой задачу выразить через пластику сущность портретируемого, образный смысл взаимоотношения с ним.

Работая над портретом Александра Блока, изучая его фотографии и живописные портреты, скульптор испытывал «постоянное чувство восторга, восхищения и удивления: ах вот ты какой!». Художнику удалось передать свое эмоциональное состояние зрителю.

Основатель издательства «Алконост», биограф и друг Александра Блока Самуил Алянский, увидевший портрет на выставке произведений московских художников, в личном письме к Ирине Александровой написал: «Я хорошо знал А.А. Блока последние три года его жизни. За это время я встречался с ним буквально каждый день! Вот почему меня так тронуло и удивило, вместе с тем, как мог молодой художник, не видевший никогда поэта, так верно воссоздать его внешний и внутренний образ».

Портрет А. Блока, выполненный в 1959, хранится в Государственной Третьяковской галерее. В 1971 с той же модели был сделан бюст для памятника Александру Блоку, установленного во дворе лицея имени А. Блока в городе Солнечногорске.

Некоторые портреты Ирина Александрова выполняла в разных материалах, пытаясь выявить максимально точно соответствовавшую образу фактуру. Так, портрет поэта Багрицкого был выполнен в трех вариантах: дерево, кованая медь (хранится в Русском музее), тонированный гипс.

В 1961 Ирина Дмитриевна совершила творческую поездку в Чувашию, где вместе со свои мужем скульптором Юрием Владимировичем Александровым сделала новаторскую по форме работу «Чувашские колхозники», во многом определившую направление развития скульптуры 1960-х и входившего в моду «сурового стиля».

Скульптура представляет собой ритмически выраженную композицию с акцентом на взаимодействие форм в пространстве: поверхность стола, заменившая традиционный плинт, окружена условно вылепленными полуфигурами колхозников, руки которых, играя важную роль в структуре произведения, создают сложный пространственный рисунок.

Начиная с этого времени стиль произведений Ирины Александровой меняется в сторону большей условности, обобщенности, сохраняя, тем не менее, традиционные формообразующие характеристики: плотность, пропорции, конструктивную систему, законы внутреннего движения.

В работе «Портрет матери» (1979) эти новые тенденции наиболее выражены: здесь скульптором чрезвычайно убедительно и органично решена задача «развешивания» фигуры в трехмерном пространстве при сохранении плотности единого объема и композиционной целостности образа.

Ирина Александрова занималась монументальной скульптурой, принимала участие в создании крупных произведений, наиболее значимые из которых -  рельефный фриз «Музыка» для концертного зала Дворца пионеров и школьников в Москве (1962, бетон, в соавторстве с В. Элькониным, Ю. Александровым, А. Васнецовым, И. Васнецовой, Т. Соколовой) и композиция «Наука, Труд, Космос» (1965, в соавторстве с Т. Соколовой).

В 1960-1980-е Множество монументально-декоративных работ было выполнено по тематике парковой скульптуры и городского благоустройства. Благодаря работе скульптора элементы городского дизайна, фонтаны, площадки отдыха, въезды в город получили художественно осмысленные и выразительные формы. К сожалению, от этих работ, в силу их изначально временного характера, сохранились только фотографии.

Ирина Александрова неоднократно избиралась депутатом съездов Союза художников РСФСР и СССР.

Работы хранятся

Государственная Третьяковская галерея, Москва (Портрет А. Блока,1959, кованая медь).

Государственный Русский музей, С.-Петербург (Портрет Э. Багрицкого, 1959, кованая медь).

Томский областной художественный музей («Обнаженная», 1962, дерево; «Портрет матери», 1981, бронза).

Чувашский республиканский художественный музей. Чебоксары («Чувашские колхозники», 1961, тонированный гипс).

Городской музей Ангарска, Иркутская область («Портрет маршала Советского Союза В.К. Блюхера», нач. 1970-х, гипс).

Фонды Министерства культуры РФ и МСХ.

Каталоги

2-я Выставка произведений молодых художников, Москва, 1956.

Выставка «Москва Социалистическая», Москва, 1957.

3-я Выставка произведений молодых художников, Москва, 1957.

4-я Выставка произведений молодых художников, Москва, 1958.

5-я Выставка произведений молодых художников, Москва, 1959.

Выставка произведений московских художников, 1960.

Награды

Диплом МОСХ РСФСР за создание в 1962 рельефного фриза для концертного зала Дворца пионеров на Ленинских горах в Москве (в соавторстве с В. Элькониным, Ю. Александровым, А. Васнецовым, И. Васнецовой, Т. Соколовой).

Диплом МОСХ РСФСР за создание в 1965 композиции «Наука, Труд, Космос» (в соавторстве с Т. Соколовой).

Диплом МОСХ РСФСР за создание в 1966 бюста Маршала Советского Союза С.С. Бирюзова.

Диплом оргкомитета выставки «Художники Москвы - 50-летию Октября», Москва, Манеж, 1967.

Благодарственная грамота Комитета советских женщин «За активное участие в организации и проведении художественной выставки, посвященной Всемирному конгрессу женщин», 1969.

Почетная грамота Секретариата Правления СХ РСФСР «За творческие успехи в развитии советского изобразительного искусства», 1977.

Татьяна ЦАРЕВА, член Ассоциации искусствоведов

 

 

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск