Скульптор Артем Власов прислал на сайт ОМС свои работы последних лет. Рассказываем о художнике и показываем его произведения.

АРТЕМ ВЛАСОВ

Артем Власов родился в 1967 году в Москве.

1980-1982 Учился в МСХШ.

С 1988 Участник московских, республиканских, всесоюзных, российских и международных выставок.

1993 Окончил МГХИ имени В.И. Сурикова.

1997 Член секции скульптуры Московского союза художников и Объединения московских скульпторов.

С 1999 Участник творческих групп на Бабушкинском скульптурном комбинате.

2009 Автор памятника философу Н.Ф. Федорову, бронза. Боровск, Калужская область.

2010 Автор бюста философа А.Ф. Лосева, бронза. Дом А.Ф. Лосева - научная библиотека и мемориальный музей, Москва.

2018 Выставка «Скульптура/Гобелен». Совместно с А. Мадекиным. Государственный Дарвиновский музей, Москва.

2022 Персональная выставка «В поисках простых решений». Государственный Дарвиновский музей, Москва.

Работы хранятся в Государственном Дарвиновском музее (Москва); Пархомовском историко-художественном музее имени А.Ф. Лунева (Харьковская область, Украина); частных коллекциях в России и за рубежом. 

Страница Артема ВЛАСОВА на сайте ОМС

О СЕБЕ

В 1980 году поступил в МСХШ, а в 1982 году был оттуда исключен по неизвестным мне причинам. Затем, окончив общеобразовательную школу, готовился к поступлению в институт им. Сурикова, занимался рисунком в студии у Н.Н. Закаржевского и скульптурой в студии Г.А. Шакарова. Одновременно работал в художественном кружке Нефтяного института.

В 1984 и 1985 годах поступал в МГХИ им. В.И. Сурикова и, поступив со второго раза, ушел в амию. После демобилизации в 1987 году продолжал учебу в МГХИ  и самостоятельно работал в кружке Нефтяного института.

В МГХИ обучался в мастерской профессоров Присяжнюка, Клиндухова и Бондаренко.

Там же познакомился с Георгием Александровичем Щетининым, который преподавал там промграфику. Его я считаю своим основным учителем в области художественного творчества.

В эти годы очень большое значение в моей жизни имела работа в мастерской и частое общение с художником и литератором Юрием Ивановичем Селивёрстовым, к сожалению, вскоре прерванное его внезапной смертью.

 В 1993 году защитил диплом двумя работами: «Распятие с Предстоящими» и «Портрет философа (А.Ф. Лосева)».

В 1988 году впервые выставил свою работу в Манеже. Далее участвовал в нескольких выставках вплоть до 1996 года, после чего прекратил выставляться, сочтя, что выставочная деятельность отвлекает от занятий творчеством.

В 1997 году вступил в Московский союз художников.

С 1999 года работаю в творческой группе по литью в мастерских Объединения московских скульпторов. В то время её бессменным руководителем был Владимир Петрович Буйначёв.

С 2005 года я регулярно принимаю участие в ежегодных выставках скульпторов-анималистов в Государственном Дарвиновском музее.

В 2009 году мой памятник философу Н.Ф. Фёдорову был установлен в г. Боровске перед городской библиотекой и Краеведческим музеем.

 А в 2010 году бюст А.Ф. Лосева, слепленный мной на диплом в 1993 году, при помощи и участии моих друзей Г. Смирнова и А. Дьяконова, был переведен в бронзу и установлен в Библиотеке истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева» на Арбате.

В 2013 году участвовал в выставке, которая проходила в выставочном зале Московского союза художников, совместно с И. Чириковой и Г. Смирновым.

В 2018 году прошла моя персональная выставка в Государственном Дарвиновском музее.

"Игуана", 2022. Бронза, высота 21 см"Игуана", 2022. Бронза, высота 21 см

"Заяц", 2021. Фарфор, высота 18 см"Заяц", 2021. Фарфор, высота 18 см

"Страх", 2021. Фарфор, высота 25 см"Страх", 2021. Фарфор, высота 25 см

"Пума", 2021. Керамика, высота 16 см"Пума", 2021. Керамика, высота 16 см

"Гепард", 2021. Бронза, 67х25х45 см"Гепард", 2021. Бронза, 67х25х45 см

"Счастливый опоссум", 2020. Фарфор, металл, высота 27 см"Счастливый опоссум", 2020. Фарфор, металл, высота 27 см

"Овцебык", 2020. Керамика, высота 22 см"Овцебык", 2020. Керамика, высота 22 см

"Птица-секретарь", 2020. Фарфор, бронза, дерево, 44х15х46 см"Птица-секретарь", 2020. Фарфор, бронза, дерево, 44х15х46 см

"Газель", 2020. Бронза, высота 37 см"Газель", 2020. Бронза, высота 37 см

"Цапля", 2019. Фарфор, бронза, дерево, 27х20х41 см"Цапля", 2019. Фарфор, бронза, дерево, 27х20х41 см

"Броненосец в потемках", 2019. Дерево, металл, высота 35 см"Броненосец в потемках", 2019. Дерево, металл, высота 35 см

Фото из архива Артема ВЛАСОВА

3 марта 2023 года в Новом Манеже открылась масштабная экспозиция «17/37. Советская скульптура. Взлёт». Проект РОСИЗО, реализованный при поддержке Министерства культуры РФ, демонстрирует развитие советской скульптуры 1917–1937 годов.

Впервые на одной площадке представлено многообразие форм и пластических решений, сформировавшихся в период становления отечественной скульптуры с 1917 по 1937 год. Проект объединяет первые двадцать лет развития советской скульптуры, создает нелинейную картину эволюции этого вида искусства.

Экспозиция включает около 100 предметов из более чем 20 музеев и частных собраний, находящихся в разных регионах России.

«Мы открываем уникальный проект, который охватывает первые двадцать лет развития советской скульптуры. Это в первую очередь культурологическое исследование, способное дать новую планку понимания процессов в отечественной пластике того периода. Собранный материал позволяет задуматься о многообразии художественного процесса, о том, как в 1920-е годы сосуществовали авангард и «героический академизм», ар-деко, неоклассика и экспрессионизм. Кураторам удалось собрать наряду с широко известными предметами произведения редко экспонировавшиеся, многие годы пребывающие в запасниках. В экспозиции представлены аутентичные вещи: например, «Радищев» Леонида Шервуда впервые покинул запасники Музея архитектуры, а «Лассаль» скульптора Синайского не был в экспозициях более 30 лет», — прокомментировала на открытии выставки генеральный директор РОСИЗО Ольга Галактионова.

Кураторы проекта провели большую организационную и исследовательскую работу, что позволило привлечь новый материал и продемонстрировать собственное видение.

«Я благодарна команде РОСИЗО за воплощение такого сложного проекта. В выставочный зал были доставлены невероятно тяжелые работы. Например, скульптура Синайского, привезенная из Санкт-Петербурга, весит 2,5 тонны. Уникальность проекта в том, что большинство скульптур зрители увидят впервые. «Радищев» Леонида Шервуда был первым памятником плана ленинской пропаганды — больше ста лет бюст стоял на улице, после этого хранился в Музее архитектуры. А теперь он представлен на нашей выставке. Более того, в экспозицию вошли малоизвестные авторы из провинциальных музеев. Так, Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» предоставил редчайший экспонат работы Моисея Когана», — отметила куратор выставки Алла Есипович-Рогинская.

«Мы быстро приняли решение о создании такого масштабного проекта. Однако команда готовила его достаточно долго и скрупулезно, как и положено большой выставке», — рассказал куратор-архитектор выставочного проекта Антон Горланов.

«Любая выставка требует огромных временных и человеческих затрат. И я выражаю благодарность всем, кто был задействован в работе над выставкой, всей команде, благодаря которой этот проект стал реальностью. В процессе подбора и аналитики экспонатов были вскрыты очень интересные моменты. Например, скульптура «Рычи, Китай». В музейной карточке много лет назад была допущена опечатка, автором был указан Тишауэр. Кураторам удалось установить не только авторство — мастер Тихауэр, но и личность актера пьесы, с которого был вылеплен бюст», — добавила координатор выставочного проекта Елена Семенова.

Помимо широко известных произведений, выставка представляет скульптуры, которые редко экспонируются и многие годы находятся в запасниках. Это позволяет вспомнить таких мастеров, как Николай Абакумцев, Мария Денисова-Щаденко, Лазарь Вайнер, Алексей Тенета, Сергей Чернышев.

В рамках выставки готовится масштабное издание, в которое войдут статьи целого коллектива авторов — искусствоведов, заслуженных деятелей искусств, исследователей скульптуры. Издание отразит не только содержание выставки, но и станет крупным исследовательским проектом об истории отечественной пластики конца 1910–1930-х годов.

Куратор выставочного проекта — Алла Есипович-Рогинская
Куратор-архитектор выставочного проекта — Антон Горланов
Координатор выставочного проекта — Елена Семенова

Даты проведения выставки: 3 марта – 14 мая 2023

Место проведения: Креативное пространство «Новый Манеж», г. Москва, Георгиевский пер., д. 3, стр. 3.

Фото: РОСИЗО, журнал "Коллекция", еженедельник "Аргументы и факты"

 Сайт ОМС рассказывает об участниках выставки "Траектории" и показывает их работы.

О ВЫСТАВКЕ

Выставка «Траектории» необычна тем, что в одном пространстве показывает трех различных художников, связанных глубоким корневым родством, при том, что каждый из них оперирует индивидуальным

художественным языком, и у каждого - свой собственный неповторимый путь в искусстве, своя самобытная траектория творческого развития.

Анастасия Мотовилова - опытный скульптор, автор памятника святому Николаю Японскому в городе Белый Тверской области. На выставке она представлена острохарактерными  анималистическими и портретными композициями, остроумно использующими выразительные средства различных материалов.

На новом этапе ХХI века художник развивает пластические принципы, заложенные ее предками: дедом, выдающимся скульптором ХХ века Г.И. Мотовиловым (1892-1963), и матерью, скульптором Н.Г. Мотовиловой (1940-2017). Несмотря на камерный размер, работы обладают архитектоничностью, весомостью объемов, острой пространственной выразительностью. Помимо камерных скульптур и мелкой пластики автор показывает проекты и переходные модели новых памятников.

Траектория Ольги Мотовиловой-Комовой - это живопись в самом современном и экстремальном ее выражении. При том, что работы фигуративны и даже натурны, художественный язык автора выражает заряд позитивных эмоций, по мощи сопоставимый с абстрактной живописью Кандинского.

Работы Ольги привлекают зрителей и коллекционеров прежде всего их оптимизмом и жизнерадостностью. Русские пейзажи или жанровые композиции французских Пиреней и Средиземноморья, благодаря

открытому цвету и динамичным композиционно-пространственным решениям, концентрируют в себе сгусток жизни, радостной и неповторимо прекрасной.

Мария Комова - молодой, но яркий, сложившийся мастер современного искусства, за плечами которого опыт работы и выставок в Европе.

Любимый материал - декоративное стекло позволяет художнику осуществлять необычный синтез скульптуры и живописи одновременно. Анималистические, жанровые и абстрактные композиции обладают, как архитектоникой и скульптурной монументальностью, завещанной прадедом, так и колористической остротой, унаследованной от родителей.

При том, что все три художника работают в различных жанрах искусства и обладают каждый своим индивидуальным творческим лицом, их объединяет наблюдательность и любовь ко всем проявлениям реальной жизни. Искусство, выражающее радость и свет, нам необходимо особенно сейчас.

Илья КОМОВ, член-корреспондент Российской академии художеств

 

АНАСТАСИЯ МОТОВИЛОВА

Анастасия Мотовилова родилась в 1970 году в Москве.

С 1990 Участник московских, российских и международных выставок. Димпломант международных конкурсов.

1991, 1993 Работала в Доме творчества имени Д.Н. Кардовского (Переславль-Залесский Ярославской области), группы под руководством О.К. Комова, Л.Н. Матюшина и В.А. Евдокимова.

1993 Окончила МГХПИ имени С.Г. Строганова, отделение архитектурно-декоративной пластики, училась у А.Н. Бурганова, А.А. Емельянцева и С.Т. Волкова.

С 1993 Член секции скульптуры Московского союза художников и Объединения московских скульпторов.

С 1994 Участник творческих групп по керамике, литью из бронзы на Бабушкинском скульптурном комбинате.

1998 Персональная выставка в редакции журнала «Наше наследие», Москва.

2003 Персональная выставка, Московский дом скульптора.

С 2004 Доцент кафедры архитектуры и ландшафта Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК).

С 2011 Член Союза художников России.

2011 Автор портретов  промышленника и заводчика И. Демидова, архитектора М. Казакова, гипс. («Золотые комнаты» музея МИИГАиК, музей И. Демидова); памятных медалей.

Автор мемориальной доски Народного художника России Кима Бритова, мрамор. Владимир.

2013 Автор первого в мире памятника равноапостольному Николаю Японскому, гранит. Город Белый, Тверская область.

2016 Персональная выставка «Движение в сторону весны», выставочный зал МОСХ, Москва.

2020 Участник интерактивного медиа-макета «Романов-Борисоглебск. Духовная история» при поддержке Фонда Президентских грантов для Медиа-музея духовной истории города Романова-Борисоглебска в Ярославской области.

Страница Анастасии МОТОВИЛОВОЙ на сайте ОМС

"Пьеро", 2022. Майолика, 42х22х20 см"Пьеро", 2022. Майолика, 42х22х20 см

 Модель памятника поэту Николаю Гумилеву для Кронштадта Ленинградской области, 2021.Гипс, 41х21х14 смМодель памятника поэту Николаю Гумилеву для Кронштадта Ленинградской области, 2021.
Гипс, 41х21х14 см

"Индюк", 2019. Майолика, 28х38х34 см"Индюк", 2019. Майолика, 28х38х34 см

"Репейник", 2021. Шамот, 22х22 см"Репейник", 2021. Шамот, 22х22 см

"Дорожные птицы", 2017. Дерево, 98х170х14 см"Дорожные птицы", 2017. Дерево, 98х170х14 см

"Отдых" (философ Елена Демидова), 2013. Майолика, 16х32х12"Отдых" (философ Елена Демидова), 2013. Майолика, 16х32х12

 

ОЛЬГА МОТОВИЛОВА-КОМОВА

Ольга Мотовилова -Комова родилась в 1969 году в Москве.

С 1987 Участник московских, республиканских, всесоюзных, российских, международных и зарубежных выставок. Творческий путь начинала как скульптор. С 1993 полностью посвятила себя живописи.

1993 Окончила МВХПУ имени С.Г. Строганова.

1993, 2008 Почетные дипломы Российской академии художеств.

С 1994 Член Московского союза художников. Член Союза художников России и Творческого союза художников России.

2011 Золотая медаль Творческого союза художников России.

2017 Грант Министерства культуры Российской Федерации.

2020 Монументальная роспись ограды Музея духовной истории города Романова-Борисоглебского, Ярославская область. Организатор фестиваля искусств «Романовские каникулы», Тутаев, Москва. При участии Союза  женщин России.

Автор 40 персональных выставок в России и за рубежом.

Сайт Ольги МОТОВИЛОВОЙ-КОМОВОЙ

''Кафе'', 2016. Холст, масло, 40х50 см''Кафе'', 2016. Холст, масло, 40х50 см

 

 

''Лодки'', 2017. Холст, масло,  90х70 см''Лодки'', 2017. Холст, масло, 90х70 см

 

''Натюрморт'', 2019. Холст, масло, 70х50 см''Натюрморт'', 2019. Холст, масло, 70х50 см

''Париж'',  2009. Холст, масло, 60х80 см''Париж'', 2009. Холст, масло, 60х80 см

''Рыбный день'', 2017. Холст, масло, 30х40 см''Рыбный день'', 2017. Холст, масло, 30х40 см

''Тутаев. Будни'', 2014. Холст, масло, 50х60 см''Тутаев. Будни'', 2014. Холст, масло, 50х60 см

 

МАРИЯ КОМОВА

Мария Комова (творческий псевдоним Montvil Montvid) родилась в 1997 году Москве.

С 2012 Участник молодежных, региональных и российских выставок Союза художников России.

2009-2013 Училась в Детской художественной школе имени В.А. Серова, Москва. Окончила школу с красным дипломом.

С 2012 Участник московских и российских выставок.

С 2014 Участник международных выставок.

2014 Лауреат выставки произведений молодых художниц к 8 марта в Информационном центре ООН, Москва. Благодарность Информационного Центра ООН.

Первое место на выставке-конкурсе «Великобритания в произведениях молодых русских художников». Информационный центр ООН, Москва.

2015 Училась на художественном факультете Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК).

2015-2019 Училась в МГХПА имени С.Г. Строганова, кафедра «Художественное стекло», педагоги: Ю.Н. Мерзликина, А.Н. Рыжкин, А.Н. Криволапов, Е.В. Ярошенко.

С 2019 Член секции скульптуры Московского союза художников и Объединения московских скульпторов.

2019 Персональные выставки: «Dégustation de Couleurs», Château Montana, Баньюльс-дельс-Аспрес, Франция»; «Le Jardin», Сере, Франция.

С 2021 Директор Фонда развития и поддержки творческих инициатив имени Г.И. Мотовилова и О.К. Комова.

2021 1-е место на Международном конкурсе «Miss and Mister Art 2021», живопись, скульптура, коллаж. Голландия.

2022 Персональная выставка «Незримый свет», совместно с Ольгой Мотовиловой-Комовой. Куратор Мария Комова, Фонда развития и поддержки творческих инициатив имени Г.И. Мотовилова и О.К. Комова. НКО «Душевная Москва», Москва.

Страница Марии КОМОВОЙ на сайте ОМС

''Свой среди чужих", 2023. Керамика, стекло''Свой среди чужих", 2023. Керамика, стекло

''Дендроид", 2022. Стекло, фьюзинг''Дендроид", 2022. Стекло, фьюзинг

"Окаменелость №2", 2023. Литое стекло"Окаменелость №2", 2023. Литое стекло

"Женские мысли", 2021. Коллаж, смешенная техника, 120х120 см"Женские мысли", 2021. Коллаж, смешенная техника, 120х120 см

"Корги", 2018. Стекло"Корги", 2018. Стекло

"Заключенные ковидом", 2021. Диптих. Дерево, бумага, смешанная техника"Заключенные ковидом", 2021. Диптих. Дерево, бумага, смешанная техника

Фото из архива Анастасии Мотовиловой, Ольги Мотовиловой-Комовой и Марии Комовой

Творческое начало неистребимо в человеке, более того, начиная с эпохи Возрождения, именно способность творить, создавать становится маркером Богоподобия в человеке. Человек творящий заявляет не только о своей человечности, но и о своей божественной природе. Сегодня «поклонение» и «обожествление» творческого начала в человеке, креативности, самореализации переживают свой второй Ренессанс. У современного человека появилось время и возможности для того, чтобы реализовать свое творческое начало. Многие успешные менеджеры и предприниматели вдруг в какой-то момент бросают свое дело или карьеру для того, чтобы заняться творчеством и в нем найти самого себя.

В такой ситуации, очень многие думают о тех, кто профессионально занимается творчеством: «Какие они счастливчики!» А уж те, которым повезло родиться в творческой династической семье – трижды счастливчики! Такой трижды счастливой является скульптор Анастасия Мотовилова. Она родилась в потомственной семье художников Мотовиловых. Родоначальником этой династии стал, теперь уже классик, скульптор Георгий Иванович Мотовилов, дедушка Анастасии, барельефы которого украшают станции Московского метрополитена и здания ВДНХ. Его дочь – Наталия Мотовилова – скульптор редкого таланта, сделавший много открытий в композиционных монументальных работах (фонтаны, памятники), портретах и в скульптуре малых форм. Отец Анастасии - известный живописец Игорь Воробьев.

Выбор будущего пути для Анастасии был определен. Унаследовав от родителей тягу к скульптуре и искусству, она ончила в 1993 году МХПИ имени С.Г. Строганова отделение архитектурно-декоративной пластики. Ее руководителями были А.Н. Бурганов и С.Н. Волков, И.Г. Кадина. Она активно изучает многообразные техники: работу с деревом, камнем, литье из бронзы; работает с натуры, участвует в работе разнообразных творческих групп.

Большой вехой в творческом пути Анастасии стало вступление в Московский союз художников, а затем, в 2011 году - и в Союз художников России. Это способствовала расширению творческого кругозора скульптора и профессиональному росту. Самой высокой и значимой скульптурной работой Анастасии стал памятник святому равноапостольному Николаю Японскому, воплощенный в сером граните. Он установлен в городе Белый Тверской области, на родине святителя.

Анастасия активно участвует в выставочном процессе столицы: сначала в молодежных, затем в выставках союза женщин-художников «Ирида», выставках Московского и Российского союзов художников. Особенно хочется отметить событие, ставшее знаковым для молодого скульптора – это участие в грандиозной выставке к памятной дате Георгия Мотовилова в Московском доме скульптора, где организатор выставки Наталия Мотовилова дала возможность участвовать своим дочерям: живописцу Ольге Комовой–Мотовиловой и Анастасии. Там были представлены работы Георгия Ивановича, Наталии Георгиевны, Ольги и Анастасии. Тройное счастье принадлежности такой династии накладывает и тройную ответственность, чтобы не ударить лицом в грязь.

Анастасия блестяще справилась - и это стало трамплином и камертоном для ее будущих выставок. Среди них можно назвать: в 1996 году в галерее «Нагорная», следом в 1997 году были выставки в ЦДХ в галерее «Лез-Ореад» у Лилии Славинской, зональная выставка Союза художников России и Московского союза художников. В 1998 году была персональная выставка в редакции журнала «Наше наследие». Участвовала в подготовке и экспозиции персональных выставок Наталии Мотовиловой в 2001 году и к 100-летию Георгия Мотовилова в 2002 году в Московском доме скульптора, а в 2003 году  там была ее  персональная выставка. В 2016 году была проведена выставка « Движение в сторону весны» совместно с Наталией Мотовиловой и Ольгой Комовой-Мотовиловой. Анастасия представила около 50 творческих работ на первом этаже выставочного зала на Беговой.

Анастасия ведет преподавательскую деятельность, начиная с  воскресной школы храма Девяти Мучеников Кизических, в Колледже художественных ремесел с 2000 по 2003 года,МИИГАиК - на кафедре архитектуры с 2003 года по настоящее время; ГБПОУ «Воробьевы горы» с 2015 года по 2017 в Центре экологического воспитания, давая детям представления об искусстве анималистики.

Анастасия обладает проницательным и целостным видением модели. Она успешно работает как с живыми моделями – создавая образ с натуры, так и при восстановлении трехмерного облика при помощи оставшихся портретов и изображений.

Внимание скульптора привлекает: создание портретных образов исторических лиц: начиная с 2007 года по 2010 скульптор работала над проектом памятника офтальмологу Святославу Федорову, проектом памятника святителю Николаю для Астраханской области в 2012 году, портретами купца-промышленника Ивана Демидова (2014 год), архитектора Матвея Казакова (2014 год), писателей С.Т. Аксакова (все три портрета в собрании музея МИИГАиК) и Н.А. Некрасова (2017 год), бюстом А.С. Пушкина (2016 год) для университета в городе Канберра.

Скульптурные изображения исторических личностей доносят до нас дыхание иных времен. В них видна жизнь. Они реалистичны – но не тем скрупулезным реализмом, в котором за обилием точных черт исчезает целостность образа, а таким, можно сказать, монументальным реализмом, который схватывает главное в человеке и позволяет его увидеть нам, зрителям.

Анастасия любит работать и в малых формах, создавая портреты живых – современников, друзей и знакомых. В частности, этюд «Отдых» (шамот) и «Елена» (гипс, 2013год). Живая модель хоть и трехмерна – но и конкретна – что ставит иные задачи перед скульптором: здесь истинность «схватывания» проверяется не только самим скульптором и его коллегами, но и впечатлением модели. Здесь часто композиционное решение меняется по ходу работы, она рано начинает жить своей собственной жизнью, часто что-то диктуя скульптору. В этих работах можно увидеть какую-то схваченную эмоцию или состояние, присущие живому человеку.

Очень неожиданным является наличие у скульптора большого количества скульптур малых форм – это животные и птицы. И здесь нужно отметить, что практически все они выполнены с натуры! Анастасия глубоко чувствует свою связь с природой, очень любит животных, и они раскрывают свои тайны в общении с ней. Корги, черепахи, совы, попугаи, синицы, змеи – выглядят радостными и умиротворенными в ее скульптурах. Глядя на это изобилие животных и птиц, чувствуешь свою причастность к этому природному миру и единство с ней.

Интересным пластическим прорывом в 2017 году было создание серии работ в керамике на тему ящериц (игуаны), и созданная в творческой студии Ильи Комова в Романове-Борисоглебске композиция из дерева «Дорожные птицы», участвовавшая в трех значительных выставках в Дарвиновском музее «Бестиарий 2017», «Скульптура и гобелен» на Кузнецком, 20 и  в ЦДХ в клубе «Творческие среды».

Постоянное участие в выставках клуба «Творческие среды», выставках Московского союза (юбилейные в1997, 2012, 2017) в ЦДХ, на Кузнецком Мосту, 11 и 20, «Малые формы» в 2015 году. «Московская  керамика» 2014 и 2017 гг. «Бестиарий» в Дарвиновском музее помогают художнику осмысливать творческий путь и развиваться.

Художник пишет картины и создает трехмерные миры на плоскости холста. Таким образом, он как бы разрушает пространство, пробивая свои тоннели сквозь плоскости-стены. А скульптор, наоборот, извлекает новые формы из материала и создает трехмерный мир вокруг себя. И, если он талантливый скульптор, то оживляет свои творения, оставляя в них частицу своей души. В мире, сотворенном Анастасией Мотовиловой, светло и легко дышится, из него не хочется уходить, потому что в ее творениях веет ее прекрасная душа.

Елена ДЕМИДОВА, кандидат философских наук, 2017

Фото из архива Анастасии МОТОВИЛОВОЙ

 

 

 

 

 

 

В Зверевском центре современного искусства открылась долгожданная персональная выставка московского художника Андрея Митенёва. Евгений Наумов подготовил небольшой обзор представленного многосложного проекта, ставшего чем-то большим, чем эпизод биографии автора. Здесь зритель увидит овеществленные размышления о совместном пути автора и его произведения как двух независимых участниках одного процесса.

Бытуют представления, что с завершением эпохи идеологической цензуры в прошлое ушел и художественный андеграунд, что в отсутствие государственных препонов стало наконец возможно предаться свободному самовыражению. Однако во время рассказа о таких авторах, как Андрей Митенёв, слово «неофициальный» так и просится в разговор. Его проекты продолжают традицию кухонных бесед и квартирных выставок, даже если проводятся в известном Зверевском центре — все равно эти проекты носят отпечаток чего-то «для своих». Пусть категория «своих» с каждым месяцем пополняется все новыми и новыми лицамИз серии ''After portrait'Из серии ''After portrait'

Открывшаяся 9 февраля выставка «After portrait/Как живой» не стала исключением. Более того, она приобрела очень личный, почти интимный характер. Ее история, как рассказывает сам автор, началась с создания с помощью 3D-технологий уменьшенного скульптурного автопортрета. Андрей Митенёв решил позировать, завернувшись в плед, и маленький персонаж получился соответствующим — немного потерянным и встревоженным путешественником, будто бы случайно оказавшимся именно в этом месте.

Маленький Андрей начал посещать вместе со своим создателем разные общественные места, а у художника стали появляться идеи произведений по мотивам совместных вылазок. В этих произведениях — ассамбляжах на основе листов металла и гипсовых скульптур — небольшая завернутая в плед фигурка появлялась в виде изображения или слепка.

 Из серии ''After portrait'' Из серии ''After portrait''

Создав небольшой тираж гипсовых и бронзовых отливок, Андрей Митенёв, по сути, сделал портреты портрета, а включая его в ассамбляжи, он начал рассказывать историю персонажа, отделившегося от художника, чтобы жить собственной жизнью.

Маленький Андрей путешествует в московском метро в окружении пассажиров, поднимается на эскалаторе, ждет электричку на платформе, сидит на крыше здания или парковой ограде. В силу лилипутского размера он оказывается отделен от окружающих людей, которые его или не замечают, или проявляют агрессивное внимание, указывая пальцем или вперившись взглядом.

Это внимание ранит, буквально раскалывая фигурку на две части. Часто над ней нависает неотвратимая опасность, и у героя остается только возможность наблюдать за ее приближением. Одна только девочка робко тянется к маленькому Андрею с некоторым любопытством. Наивный и пока ещё беззащитный перед окружающим миром ребенок оказывается ближе всего к персонажу Андрея Митенёва.

Из серии ''After portrait''Из серии ''After portrait''

Герой также обретает собственную внутреннюю жизнь — мечтает о полете, воспринимая материальный мир тяжелым бременем, камнем, цепью прикованным к шее. В своем воображении он представляет себя перелетной птицей или путешественником на воздушном шаре. Необходимость скитаться по бесконечной поверхности земного шара, кажется, приносит ему мучения.

В одном из ассамбляжей железнодорожные пути проходят прямо через его голову, при этом на частично разрушенном лице читается страх и боль. В других композициях товарные вагоны буквально падают на беззащитную фигурку маленького Андрея.

Примечательна работа с мумифицированным птенцом в иллюминаторе. Здесь привычная дихотомия переворачивается, и воображаемый герой оказывается наблюдателем реального мира, при этом объект наблюдения еще более беззащитен, чем сам наблюдатель. Узнает ли маленький Андрей в распластанном вылетке себя или его интерес прагматичен, и он размышляет над тем, как он мог бы использовать крылья?

Из серии ''After portrait''Из серии ''After portrait''

Одна важная тема остается за кадром серии «After portrait». Если персонаж приобретает собственное сознание, каково его отношение к автору? Вопрос, с которым многие люди обращаются или к собственным родителям, или к самому Господу Богу: «Зачем?».

Многие ассамбляжи Андрея Митенёва имеют внутреннюю сторону, и оборот одного из самых драматичных отвечает на этот вопрос: здесь герой серии, как обычно, завернувшись в плед, мечтательно смотрит на самого себя, гордо взмывающего на одном лишь крыле над обезличенной толпой обывателей. Сама же небольшая фигурка помещена на фоне стены с фрагментом обоев и согнутого металлического листа, обозначающего то ли штору, то ли занавес.

Уильям Шекспир говорил, что вся жизнь подобна театру. Жизнь маленького Андрея должна еще больше походить на некий бесконечный спектакль, написанный и поставленный Андреем Митенёвым. Спектакль, из которого хотелось бы вырваться.

Из серии ''After portrait''Из серии ''After portrait''

На обороте этого ассамбляжа помещена репродукция известной фотографии Сергея Образцова с куклой-младенцем. Глаза куклы распахнуты, а открытый рот навечно замер в немом крике экзистенциального ужаса. Младенец обречен из раза в раз повторять один и тот же сценарий, маленький Андрей волей создателя приговорён к вечному пути. Так же и любой человек, придя из небытия, вынужден изо дня в день повторять рутинные действия, следуя неизвестно кем написанному тексту на пути в неизвестность. Все грёзы о свободе оказываются неосуществимыми.

Из серии ''After portrait''Из серии ''After portrait''

Андрей Митенёв представляет зрителю собственные размышления. Его произведения не предназначены для украшения интерьеров, не представляют взору знакомые архетипичные сюжеты и, возможно, будут непонятны без дополнительных объяснений. Очень сложные, трудоемкие в создании и массивные объекты, по сути, становятся иллюстрациями внутреннего диалога. Художник создавал их прежде всего для себя, а не для зрителей, покупателей или музеев. Именно это помогло ему сохранить искренность, которой зачастую не хватает многим более популярным авторам.

Из серии ''After portrait''Из серии ''After portrait''

Выставка «After portrait» была, за исключением некоторых работ, готова несколько лет назад, однако ее открытие пришлось отложить по независящим от художника причинам. Неожиданно для себя Андрей Митенев оказался на месте собственного героя, будучи заключен в тюрьме по статье за номером 228. Лишенный привычных рядовому члену общества возможностей, художник и за решеткой сохранил свободу творчества. Также как маленький Андрей находит смысл собственной жизни в мечтах о полете, его создатель опирался на творчество, фиксируя себя и собственную жизнь в новой ситуации. На волю Андрей Митенёв вышел с целым архивом рисунков и записей, которые затем были изданы под заглавием «Бог есть любовь».

Разворот книги Андрея Митенёва ''Бог есть любовь''Разворот книги Андрея Митенёва ''Бог есть любовь''

Книга, как и серия работ, представленных на текущей выставке, заинтересована в читателе меньше, чем читатель в ней. Она становится форточкой в андеграунд, полуподвал нашей жизни, коллективным бессознательным, куда «большая» культура вытеснила травматичные для себя вопросы, создав при этом общественные неврозы.

Андрей Митенёв с 3D-моделью. Фото: Марина Рагозина Андрей Митенёв с 3D-моделью. Фото: Марина Рагозина

Как маленький Андрей для своего создателя, Андрей Митенёв для породившей его общественной среды становится частью терапии. Благодаря этой двойной проекции зритель освобождается от беспокоящих его вопросов и возвращается к самому себе — временно скрывшемуся за парадным фасадом вечному путнику, одинокому и беззащитному в этом большом опасном мире.

Евгений НАУМОВ

Источник: "DEL’ARTE Magazine"

Фото: Евгений Наумов

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск