Previous Next

Московский музей современного искусства представляет выставку "Это всего лишь тайна". Балансирующая на грани персонального и группового проекта, выставка сфокусирована на скульптурном наследии Елены Суровцевой (1952–2025) в диалоге с молодыми художницами, заявившими о себе в последние несколько лет: Алиной Бровиной, Вероникой Малякиной, Нурией Нургалиевой, Алисой Смородиной и Никиой Темеевой.

Этот проект стал первой посмертной выставкой художницы, которая во многом носит ретроспективный характер, но и создает новые пути для восприятия ее искусства, вечно молодого по своей природе. Всего в пространстве музея будет представлено более 100 работ. Часть скульптур и графических листов Елены Суровцевой, отобранных в мастерской художницы и представленных в стенах ММОМА, никогда прежде не экспонировалась.

Экспрессивная нота, которая пронизывает все произведения Елены Суровцевой, будь то бронза, керамика или дерево, находит для себя неочевидный контекст и одновременно гармоническое созвучие в работах авторов, рожденных несколькими десятилетиями позже. Работой, послужившей своего рода точкой отсчета для проекта, стала бронзовая скульптура Елены Суровцевой "Река" (2010) из коллекции ММОМА, которая представляет собой фигуру, захваченную стремительным движением потока. Лейтмотивом ее практики, в которой академическая традиция встречается с языком модернизма, стало обращение к женским образам. Их чуткость и стала заглавной темой проекта.

Само название "Это всего лишь тайна" отсылает к произведению "Вода живая" бразильской писательницы Кларисси Лиспектор, экспериментальный стиль которой насыщен обращениями к бессознательному, размышлениям о первостепенности формы и эстетизму, вскормленному магическим реализмом. Этот текст был написан в Бразилии в 1973 году, в Москве в это же время Елена Суровцева нащупывала собственный пластический язык - так же построенный на симпатиях магическому реализму, с его чувствительностью к повседневности и отказу ей в банальности.

О художнике

Елена Суровцева (1952-2025) - скульптор, Заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение скульптуры). Окончила МВХПУ имени С.Г. Строганова (1970). Участник более 200 выставок в России и за рубежом. Обладатель премий и наград, среди которых: Гран-при Международного симпозиума в Неиредьхазе, Венгрия (1985), Государственная премия в области литературы и искусства (1996), премия "Золотой венец России", главный приз "Ирида" за работу "Дыхание моря" и другие. Произведения художницы хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства.

Выставка открыта с 23 мая по 17 августа 2025.

Московский музей современного искусства, Гоголевский бульвар, 10/2.

Текст и фото произведений: сайт Московского музея современного искусства

14 мая 2005 года в выставочном зале Объединения московских скульпторов (Староватутинский пр., 12) открылась выставка "Любовь, любовь, любовь… Диалог между словом и формой" - художественно-поэтический арт-проект, объединяющий скульптуру, живопись, дизайн и поэзию. Побывавшие на вернисаже скульпторы Екатерина Яковлева и Георгий Смирнов показывают участников, гостей и экспозицию выставки.

Художник Алексей Григорьев (1949-2002) утверждал, что "история - это дорога. Скульптура - это камень. Дорога поднимается вверх, идет вниз, петляет. Скульптурные памятники, сопровождают историю как верстовые столбы. Иногда скульптура бежит за историей, боясь от нее отстать - и может потерять себя. А резко остановившись, отступив в сторону, остается сама собой".

Сайт ОМС публикует эссе скульптора Алексея Григорьева "Пусть Сизифа", в котором художник размышляет о судьбах лучших произведений европейской, русской и советской пластики, оценка которых постоянно менялась - в зависимости от той или иной исторической эпохи. Также мы публикуем несколько работ Алексея Григорьева, посвященных образу мифологического Сизифа.

- Из всех мифов древности, быть может, наиболее яркий символ движения человечества - миф о Сизифе. Труд Сизифа эмоционально и даже внешне напоминает труд скульптора. То же преодоление тяжести камня. Древний Сизиф катит камень в гору. Камень тяжел, дорога бесконечна.

История пронизывает все виды человеческой деятельности, вернее, всякая деятельность человека есть история. Не только произведение искусства, но и любой предмет, утварь, орудия труда помимо самоценности являются как бы кадрами огромной кинохроники. Искусство - кроме всего прочего, летопись событий, быта, политики, идеологии. На эту тему написано очень много. Но о скульптуре меньше, чем о других видах искусства.

Конкретным историческим событиям посвящено очень много скульптурных памятников. Но скульптура, как правило, говорит условно-антикизированным языком и нуждается в обширном комментарии.

Так, может быть, историзм вообще не очень присущ скульптуре? Но ведь, с другой стороны, само словосочетание "памятник истории" - скульптурного происхождения. И что сильнее доносит живое дыхание истории, чем руины Акрополя, скифские бабы, фигуры готических соборов? Ответ надо искать в самой природе скульптуры. Из всех муз скульптура наиболее молчалива, погружена в себя. Ей вредит многословие. Она не любит внешних признаков времени, жестикуляции, знамен и маршей. Она не любит деталей одежды и предпочитает гордую наготу. Эмоциональный мир в скульптуре предельно спрессован, загнан внутрь - лучшие произведения мировой пластики словно трепещут от внутреннего напряжения.

Но ведь и история тоже существует в двух планах. С одной стороны - исторические события: войны, походы, империи, революции, грохот пушек и шелест знамен; с другой - кельи отшельников, ученых, мастерские художников, да и просто мир семьи, простых радостей и бед. Ведь подлинные переживания и в жизни избегают декламации.

Конечно, и в скульптуре, особенно после эпохи Возрождения - много исторического многословия. Барокко, классицизм, эпоха Людовика XIV, вычурный 18-й век породили великое множество многословной исторической скульптуры. Тут и многофигурные композиции, и конные статуи, и парадные портреты. В эти времена в одной только Франции работают блестящие мастера, настоящие виртуозы: Жирардон, Тассар, Каффиери, конечно, Гудон. Но в то же время, чем больше скульптура насыщается историческими деталями, тем меньше подлинного трагизма истории в ней остается. И, наверное, строгие натюрморты Шардена выглядят сейчас монументальнее мраморных кружев. А ведь это было время великих потрясений, трагедий революции! Но величие исторических событий и мощь пластических поисков не всегда совпадают. Гете и Бетховен говорят об этом времени сильнее и, пожалуй, более скульптурно.

В древнем искусстве, будь то Греция, Ассирия, Египет, Крит, скульптура находится не только на недосягаемой пластической высоте. Она еще и удивительно точный исторический документ. Древний скульптор сурово и, в то же время, с трогательной наивностью рассказывает о жизни своего народа. У древнего скульптора нет исторической "сверхзадачи". Его рассказ льется свободно и прекрасно, как речь Гомера. Древний грек ощущал себя в истории своего народа свободно и естественно. И скульптура очень точно это фиксирует. Сама обнаженность античных фигур, с бытовой точки зрения естественная для греков, стала в позднеевропейской пластике условным академическим приемом.

Проблема эта очень остро стоит и сегодня. Естественно желание скульптора изображать обнаженное тело, но как совместить это с современностью, не ограничиваясь темой купальщиц и омовений? Удачных примеров немного, и они вызывают споры. "Бальзак" и "Гюго" Родена, "Хлеб" Мухиной, совсем недавно "Высоцкий" Берлина. Вообще обращение к обнаженному телу всегда связано с подъемом скульптуры. Но даже во времена высокого взлета нагота героя вызывала споры. Видимо, только в Греции это было абсолютно естественно. Даже в ренессансной Флоренции "Давид" Микеланджело вызвал сомнения.

Вообще взаимосвязь скульптуры и быта, в частности, костюма той или другой эпохи весьма непроста. История костюма сама по себе интересна и выразительна. И она очень широко представлена в живописи, причем самого высокого класса. Великие художники Ренессанса - Тициан, Дюрер, Гольбейн - виртуозно и точно изображают сложнейшие одеяния своих героев. Историю костюма можно проиллюстрировать живописными шедеврами.

Со скульптурой значительно сложнее. Если скульптор использует ткань, прикрывающую тело, то чаще, как драпировку. Ему скучно воспроизводить многочисленные детали одежды того или иного времени. Подобие античной тоги присутствует в памятниках всех эпох. Даже знаменитый всадник Фальконе одет, как античный император. Скульптуре словно бы тесно в одежде. И когда в какой-либо стране начинается подъем скульптуры, то одежды чаще отбрасываются, и снова царит вечный и прекрасный мотив - обнаженная фигура.

Как соотнести обнаженность героя с человеческой историей - думается, эта проблема будет волновать скульпторов всегда. С возникновением академизма в изобразительном искусстве появляется собственно исторический жанр. Развивается он и в скульптуре, особенно в 17-18-м веках. Но чем больше скульптура обращается непосредственно к истории, тем скучнее она делается и тем меньше она наполнена живой исторической трагедией. Монументальный исторический жанр в европейском искусстве не стал самой интересной его страницей. Многочисленные аллегории, заполнение современных сюжетов античными персонажами, смешение стилей, эпох все больше превращает этот жанр в маскарад. А ведь в 18-м веке к нему обращались блестящие мастера: Тьеполо, Рейнольде, Лосенко.

Скульптура рубежа 18-19-го веков, в частности в России, очень высока, но ее историзм опять-таки условен. Много прекрасно слепленной античной мифологии: Прокофьев, Щедрин, Мартос - такого созвездия скульпторов в то время не знала ни одна европейская страна. В телах этих нимф и тритонов проявляется мощная, как в древней скульптуре, пластика. Французский и итальянский классицизм кажется не столь полнокровным. Жизнь и искусство здесь присутствуют несомненно. А история? Какое отношение имеют эти прекрасные тела или закованный в античные доспехи Суворов к огромной, полурабской, неграмотной стране? Конечно, античные мотивы и классический блеск есть и у Пушкина, но сколько у него и подлинно русской боли!

А ведь столь знаменитый патриотический памятник "Минин и Пожарский" Мартоса по форме весьма эллинизирован. Два гомеровских героя, как в древнем театре, изображают классическую сцену. А ведь один из них русский князь, другой совсем простой горожанин 17-го века. Знаменитая скульптура Пименова "Парень, играющий в бабки" - действительно прекрасная вещь, вызвавшая такой восторг Пушкина, что он воскликнул: "Слава Богу, наконец и скульптура в России появилась народная!" Но, право слово, диву даешься, что же народного увидел Александр Сергеевич в этом обнаженном красавце с пропорциями Диадумена? Разве что сам сюжет?

К середине девятнадцатого века отчуждение монументального искусства, скульптуры от реальной жизни достигло апогея. Скульптура все больше решала отвлеченные декоративные задачи и становилась все более мелкой и дробной. Огромные монументы все чаще похожи на многократно увеличенные настольные статуэтки.

Сам девятнадцатый век с его прагматизмом, начавшейся механизацией и социальным отчуждением, с его рациональным атеистическим сознанием как бы опутывает скульптуру, не давая ей распрямиться и вздохнуть полной грудью. Пластика делается все суше, а разговор о больших исторических темах все более сентиментальным, претенциозным и слащавым.

Это видно на примере даже лучших памятников 19-го века. "Николай I" Клодта - безусловно, высокопрофессиональная вещь, очень тонкая по пропорциям, силуэту. И все ж ею любуешься, только лишь пока не вспомнишь недалеко стоящего Петра, или еще лучшего, на мой взгляд, "Петра" Растрелли у Инженерного замка. Уж не говоря о конных памятниках прошлых эпох: Коллиони, Гаттамелата, Марк Аврелий.

Другой хрестоматийный пример - "Марсельеза" Рюда, без которой немыслим современный Париж. Но опять-таки, чего здесь больше, античной красоты победоносного полуобнаженного народа или реальной истории? Мало что тут напоминает о великой, страшной, кровавой французской революции. У Гюго и Франса она предстает значительно точнее, беспощаднее и, пожалуй, даже скульптурнее.

Известно, что 19-й век был все же веком литературы. Она оказывала сильнейшее воздействие на изобразительное искусство. Сам принцип описательности сковывал живопись, скульптуру. Может быть, отсюда и бесконечные попытки скульпторов уйти в мифологию. Миф, даже литературно обработанный, предельно краток, сжат и монументален. Сюжет его прост, страсти бурлят, развязка трагична. Полутонов мало. Состояния героев полярны: жизнь, любовь, смерть, борьба, поражение, победа.

Однако и жизнь вокруг не менее интересна. Так просто, казалось бы, перевести взгляд с античного слепка на улицу, выглянуть в окно! Сколь тяжелым и мучительным был этот "поворот" для художника, И все же в середине 19-го века он происходит.

Французские романтики Делакруа и Жерико пробуют соединить величие античного мифа с могучим натиском современной истории. Несколько ранее ту же попытку предпринимает Давид. В России, а вернее, в Италии эту же сложнейшую проблему по-своему пытается решить Александр Иванов. Работа Иванова, быть может, последняя великая историческая картина в европейской живописи и одновременно символ нового взгляда на историю. Ну, и конечно, на цвет, пластику, пространство.

Девятнадцатый век долго сопротивляется новому, даже лучшие художники часто не могут преодолеть инерцию стиля; чего стоит хотя бы многолетнее соперничество Энгра и Делакруа! Наконец-то происходит настоящая революция - появляется импрессионизм. О чисто живописной значимости этого явления сказано очень много. Но и взаимоотношения художника с миром совершенно меняются. Художник как бы покидает мастерскую - и в буквальном смысле тоже. Выходит в мир с этюдником и словно бы в историю. Он впервые после эпохи Возрождения смотрит жизни прямо в лицо, не отводя глаз.

Скульптура в силу присущей ей инерционности перестраивалась медленнее. Она ведь связана с множеством чисто экономических и социальных проблем. Клоду Моне достаточно холста и красок, чтобы поставить смелый эксперимент. Родену надо еще убедить общественность, добыть деньги, найти место, рабочих, материал.

Родену пришлось буквально взламывать, подобно ледоколу, застывшее восприятие скульптуры как парада красоты. В истории немного примеров, когда один человек совершил подлинный мировоззренческий и пластический переворот. Как бы ни относились к Родену сегодня, припоминая многие его, действительно спорные вещи, его сентиментальность, иногда явную салонность, ясно одно: современная скульптура начинается с Родена, так же, как живопись в ее современном понимании начинается с импрессионизма.

Конечно, нельзя сказать, что Роден был совсем одинок. Во-первых, он родился в стране великих пластических традиций. Кроме того, в 19-м веке были скульпторы, пытавшиеся вернуть ваянию живой полнокровный язык. Например, Домье (в своих скульптурах), Далу, Карпо, позднее Бартоломе.

Роден как бы стягивает с человека всю мишуру 19-го столетия. Он борется со своим современником, человеком во фраке, цилиндре, с тростью и сигарой в зубах. Притом Роден не хочет превращать его снова в эллинизированный манекен, в этакого Дорифора с Парижских бульваров. Он хочет доказать непрерывность истории: что герои и Гомера, и Гюго - люди из плоти и крови.

Приметы времени важны, но они не в омнибусах и панталонах, а в отношении человека к таким проблемам, как жизнь, смерть, свобода. Будучи предельно современным, Роден смело обращается к мифологии, Библии. Он доказывает, что история непрерывна, и можно, изображая Адама и Еву или античную мифологическую сцену, создавать не историческую иллюстрацию, а живую летопись страстей современного человека.

Потом, в 20-м веке, миф часто будет присутствовать в работах крупнейших художников и никогда не сделает их поверхностно-иллюстративными. Роден не откликается непосредственно на события современной истории, как это потом делал Бурдель и многие скульпторы 20-го века. Вместе с Роденом и его школой в скульптуре появляется новый герой. Человек, который не творит историю, а вовлечен в нее, став ее объектом, а иногда и жертвой. Это, конечно, связано с общей мировоззренческой революцией рубежа 19-20-го веков. В литературе, в особенности у Достоевского, все больший интерес вызывает маленький раздавленный человек. Искусство освобождается от котурнов, сходит на землю и неожиданно видит, что небо к нему приблизилось. Но чем ближе к небу, тем холоднее.

Скульптура на рубеже веков отказывается наконец от трескучей помпезности, литературного многословия. Обращение к натуре, так захватившее импрессионистов и постимпрессионистов, характерно и для скульптуры. Ваятели как будто оглянулись вокруг и увидели, что окружающие их люди ничуть не менее интересны, чем великие полководцы и библейские герои. Очень сильную трансформацию переживает и основной мотив скульптуры - обнаженная фигура.

Майоль, Деспио, Бернар открывают в человеческом теле новые, огромные пластические возможности. Женщины Майоля - это целый мир, открытый заново. В чем же состоит открытие? Интересно сопоставить майолевскую фигуру со скульптурами 19-го века, скажем, Кановы или Торвальдсена. Рядом с "Обнаженной" Майоля фигура Кановы при всем его артистизме будет все же казаться манекеном. Майоль смело отказался от канонов. Его героиня - типично современная француженка, красивая, но не идеальная, полноватая, круглолицая. Бросается в глаза сходство с обнаженными Ренуара, кстати, и с его скульптурами.

Но дело не только в удивительной портретности обнаженных Майоля, Деспио, Ренуара, Дега (он тоже много лепил). Качественно новым по сравнению с 18-19 веками становится конструктивное видение формы. Скульпторы начала двадцатого века во Франции, Германии, России постепенно возвращают скульптуре тот сильный пластический язык, которым она обладала в древности. До этого времени скульптура слишком долго пользовалась как бы иноязычными цитатами. Если поставить на площади европейского города "Нимфу" Клодиона, "Диану" Каффиери или "Граций" Кановы, они будут смотреться прекрасными, но все же чужестранками. "Венера" Майоля может спокойно стоять не только в саду Тюильри, но и в любом парке и даже перед фасадом современного здания. Она, что называется, отсюда "родом", и современный город ее не пугает.

Очень выразительный пример такого вживания в поток жизни - "Человек с ягненком" Пикассо в Валлорисе. Он чуть больше натуральной величины, стоит практически без постамента. Вокруг шумит рыночная площадь. И добрый бронзовый пастырь живет среди живых людей, в потоке живой истории.

Итак, реализм в скульптуре стал качественно новым. И не только в скульптуре. Реализм двадцатого века вообще во многом точнее, беспощаднее реализма века девятнадцатого. Из искусства уходит сентиментальность, напыщенность. Исчезают иллюзии, связанные с развитием техники, социальными движениями. Существенные изменения претерпевают идеи скульптурного памятника, монумента.

Важнейшая точка отсчета - "Граждане Кале" Родена. В контексте разговора это интересно и как обращение к историческому сюжету. О пластике этой скульптуры сказано много. Голубкина, вспоминая "Граждан Кале", говорила о гениальной свободе пропорций. Кажется, что целые направления европейской пластики вышли из разных фрагментов этого памятника, включая даже Мура и Джакометти. Вспомним хотя бы просветы между фигурами, которые работают не менее сильно, чем объемы.

Но дело не только в скульптурных достоинствах. "Граждане Кале" - такой пример решения исторического памятника, опытом которого не может пренебречь ни один скульптор. Герой сошел с пьедестала. Он мучается и страдает. Он подчеркнуто некрасив. И в то же время наполнен поразительным величием, какого даже отдаленно нет в многочисленных имперских монументах. Хотя он не движет историю, но движется вместе с историей. Человеку XX века есть отчего растеряться! Тут и огромная мировоззренческая революция - теория относительности, расщепление атомного ядра, генетика, психоанализ и т.д. Совсем другим становится взгляд не только на человека и на историю, но и на материю.

Для скульптуры последнее особенно важно. Ведь она имеет дело непосредственно с формой, весом, объемом, пространством. На какое-то время проблема нового отношения к пространству стала важнейшей в скульптуре, хотя, конечно, человека продолжали изображать. Стремительно, одна за другой нараставшие волны экспериментов в 1910-20 годах совершенно меняли само понятие скульптуры. Первая четверть века - это лаборатория. Если взять период между 1900-ми годами и началом 30-х годов, т.е. между фовизмом и сюрреализмом, то именно в этот период вырабатывается пластический язык двадцатого века. Это пронизывало и живопись, и скульптуру, и архитектуру, границы между которыми стали менее четкими.

Важная черта века, с одной стороны, - прорывы подсознания, с другой - увлечение структурным анализом. Причудливые, кубистические скульптуры Лоранса, Леже - это полное раскрепощение фантазии. Но они, в то же время, очень похожи и на упражнения по начертательной геометрии. Возможно, наиболее ярко этот парадокс слышен в словах Пикассо: "Я изображаю мир не таким, каким я его вижу, а таким, каким я его мыслю". Казалось бы, холодно, рационально. Но у кого же в такой мере, как у Пикассо, бушует фантазия, могучие силы творчества и разрушения!

Столь же противоречивы и взаимоотношения скульптуры с природой, с почвенным началом в двадцатом веке. С одной стороны, стремительная технизация, отрыв от земли, бурное создание искусственной, синтетической среды. С другой - мощная, иногда почти болезненная тяга к земле, к древним символам, к органическим формам, к силам плодородия и созидания жизни.

Мур, например, прямо говорил, что его становление как скульптора началось с изучения черепа мамонта. А сколько живой, трепетной органики в скульптурах Джакометти! И все же механизация во многом берет свое.

Повторяется прежнее: история наступает. Спрятаться от нее некуда, а не замечать ее глупо. Нельзя игнорировать технику, дизайн, новые формы архитектуры. Проблема человека в скульптуре, тема "герой-антигерой" дополняется еще одним аспектом: человек - пластический символ, знак, часть механической цивилизации. Он не только творит машины, машина в какой-то степени начинает творить его самого.

Эстетика предмета, дизайна начинает оказывать все большее влияние на скульптуру. Геометризмы Бранкузи, Архипенко, Липшица, в которых человек превращается в отточенный, отполированный, как красивое изделие, пространственный знак. Еще дальше идут скульпторы чистой конструкции: Певзнер, Габо, Арп, Колдер. Их вещи как будто смоделированы, решены в инженерных лабораториях и выполнены на станках. Но в то же время это, безусловно, эстетика, хотя и с некоторым математическим холодом.

Иначе манипулируют с материей футуристы: Маринетти, Боччони. Их тоже увлекает энергия и скорость машин. Мощная энергия взрывает их скульптуры изнутри, мнет и коверкает формы. Недаром наряду со скоростью другим фетишем футуризма, было насилие, которое они все время пытались опоэтизировать. Но футуризм не выдержал заданного им темпа. К концу 20-х годов он затухает. Но не затухает опоэтизированное насилие. Оно становится главным стержнем жизни в Италии, в Германии, в России.

Новый виток истории был не просто очередным крахом иллюзий, как уже бывало раньше. 20-30-е годы нашего века ознаменованы появлением чудовища, равного которому не найти в прошлом. Имя ему - современное тоталитарное государство.

Среди всех проблем, связанных с тоталитаризмом, одна из интереснейших - возможность существования в этом обществе культуры, искусства.

Положение скульптуры как искусства преимущественно монументального было особенно трагично. Ведь скульптура - застывшая социология. Писатель, мыслитель может уйти в подполье, работать в стол. Скульптуру нельзя держать в голове. А когда вокруг царство дьявола - всякое соприкосновение с материальным миром таит смертельную опасность.

Но скульптура 30-40 годов существует. И в Италии, и в Германии, и в России. В России работают Мухина, Матвеев, Барлах, Кольбе, Мартини. Зарождается великая итальянская неоклассика: Марини, Мессина, Манцу. В Германии скульптура колебалась между возвышенно-романтической традицией, сильнейшим выразителем которой был Лембрук и экспрессионизмом Барлаха, Кольвиц. Но трагическая жизнь Лембрука, великолепного, тонкого пластика, его самоубийство, может быть, знаменуют тяжелый кризис немецкой романтической традиции. Конец отчаянной попытки романтизма удержаться на краю бездны.

Далее немецкий романтизм окрашивается во все более мрачные тона. Недаром Томас Манн называл фашизм последним уродливым всплеском германского романтизма. В работах Кольбе, в общем, сильного скульптора, возвышенная героическая пластика уже несколько отдает имперским духом. В это же время начинает и молодой Фриц Кремер. В общем, гораздо более животворной была традиционная для Германии экспрессионистическая линия, восходящая, некоторыми чертами еще к Ренессансу. Все-таки не герой, а жертва - главная тема великого Барлаха и лучших немецких художников.

В Италии обстановка была значительно спокойнее. Но и там эксперименты футуристов в 30-е годы сменяются помпезным, псевдоримским имперским стилем. И все же итальянская скульптура продолжала оставаться удивительно мощной, жизнеспособной. Чистота, пластическая ясность Мартини, Манцу, энергичная экспрессия всадников и портретов Марини - все это в страшные годы 20-го века как глоток чистого воздуха.

Очень интересно проследить эволюцию образа всадника в европейской скульптуре, которая заканчивается композициями Марини. Кавалькады на греческих рельефах, кондотьеры Возрождения, императоры на красавцах скакунах. И вот всадник 20-го века. Время, когда кавалерия сменилась танками. Раздавлены гусеницами последние польские уланы. И вот появляется странный антигерой, человек и лошадь, человеко-лошадь, некое третье существо, их гибрид. Отнюдь не стремительный конь, грузный, подчеркнуто некрасивый всадник. В конных статуях прошлого, собственно, отсутствуют взаимоотношения всадника и коня.

В скульптурах Марини между ними идет напряженный пластический диалог. Они и привязаны друг к другу, и тяготятся друг другом. В некоторых композициях еще живет энергия, но ее некуда направить, ибо некуда ехать. Витязь стоял на распутье, всадник Марини стоит в тупике. История вдруг остановилась, истории больше нет. Конечно, Коллиони и Гатгамелата тоже были не ангелы. Но, видимо, есть предел, до которого можно воспринимать историю всерьез, сопереживать ей.

Донателло, Веррокио, Микельанджело были свидетелями страшных событий. И все же они чувствовали себя частью истории, и, что может быть, самое главное, они верили в ее непрерывность. Мастер древнего мира или Ренессанса вряд ли думал о том, что мир так уж непременно надо улучшать. Он воспринимал его таким, каков он есть, с его уродством и его красотой. Он совершенно не сомневался в незыблемости и бесконечности этого мира. В этом смысле он воспринимал историю всерьез. В 20-м веке как-то неожиданно появилось ощущение конечности истории.

Так как же существовать дальше? Один из путей, который предлагает искусство - деидеологизация. Монументальная скульптура всегда в значительной степени связана с идеологией. Но вот идеология становится смертельной. Герои не только прекрасны, они еще бывают и опасны.

Может ли скульптура существовать без героя? Ведь лучшие работы прошлого героичны: Дорифор, Диадумен, Давид, Моисей, Медный Всадник. Может ли скульптура сохранить пластическую мощь, величие, рассказывая о жизни простых людей, не занятых героическими делами? Безусловно, может. Генри Мур доказывает это в серии своих семейных скульптур, в многочисленных работах, посвященных теме материнства. Эти вещи куда весомее памятников вождям. Такая же вечная жизненная сила в статуях Матвеева, Манцу, Цаплина, Джакометти. Скульптура самой своей сутью противостоит всякой химере тем, что она имеет тяжесть и стоит на земле.

Однако с 20-х годов скульптура в СССР активно пыталась сосуществовать с идеологией. И нельзя сказать, что совсем безуспешно. Можно вспомнить прекрасные портреты Лебедевой и Альтмана, крепкие, со следами бурделевской школы работы Мухиной.

Но все же наиболее идеологична монументальная скульптура. Ее в эти десятилетия создано очень много. Много продолжают создавать и сегодня. Но вспомнить почти нечего, разве что несколько работ Матвеева. Но все-таки больше трогают сегодня его надгробие Борисову-Мусатову, крымские парковые скульптуры, и удивительные женские фигуры.

Сверххрестоматийный пример идеологического искусства - "Рабочий и колхозница" Мухиной. Она интересна тем, что попытка совместить тоталитарную идеологию и пластический талант в общем удалась. Ее скульптура знаменует собой предел возможности, высшую точку, предел качества при сотрудничестве талантливого художника и бесчеловечного режима. И, наверно, предел эксплуатации классической скульптурной традиции.

Заимствование композиционной схемы из знаменитой группы тираноубийц, что явно бросается в глаза, само по себе, не порок. Но каким горьким сарказмом, какой безнадежностью веет от этого сравнения! Два нагих прекрасных античных героя, повергшие тирана, стоят в начале пути. А венчают путь два сверхчеловека, ставшие знаменем победившей тирании.

К началу пятидесятых годов казалось, что история, в ее духовном выражении, в нашей стране вообще остановилась. В пятидесятые годы советская скульптура - это некрополь, это огромный город мертвых. В этом смысле она вполне отражала реальность. Но прошло всего десять лет, и вдруг оказалось, что не все корни перерублены, что культура жива, а люди способны мыслить, чувствовать, говорить. Даже в удушливой обстановке брежневского безвременья скульптура ожила и заговорила. Но положение скульптуры и до сих пор остается трагичным. Она не прорвалась к широкому зрителю, она не вышла на улицы городов, в общем, не пробила стену отчуждения.

Труд скульптора похож на труд Сизифа. Этот миф, так блистательно интерпретированный Камю, очень точно выражает положение скульптуры в современном мире. История - это дорога. Скульптура - это камень. Дорога поднимается вверх, идет вниз, петляет. Скульптурные памятники, сопровождают историю как верстовые столбы. Иногда скульптура бежит за историей, боясь от нее отстать - и может потерять себя. А резко остановившись, отступив в сторону, остается сама собой.

Для Фидия и Микеланджело мир не кончался на пороге мастерской, Внутренний мир и мир вокруг были едины. Мастерская скульптора в современном мире, современном городе - это раковина в пустоте. За дверью мастерской сложный, неуютный мир. Со своими представлениями о красоте и о предназначении художника. Мирон и Поликлет были понятны современникам.

Но Аргос и Афины - это несколько десятков тысяч жителей. В эпоху больших чисел, массовой культуры наивно надеяться, что Цадкин, Бранкузи, Мур, Архипенко будут понятны всем. Высокая скульптура элитарна, как и всякое высокое искусство. Но может быть, этим предопределяется крах скульптуры, ее исчерпанность? Не потому ли Мартини назвал ее «мертвым языком»?

Скульптура проходит тот же путь, что и весь мир. И все же в 20-м веке она достигла огромных высот. Ведь именно из этого века будут смотреть вдаль "Король и королева" Мура, разорванным факелом вздыматься Цадкинский "Разрушенный Роттердам", спокойно и величественно улыбаться женщины Майоля. Будут парить в воздухе причудливые создания Колдера, скрежетать колесами "Мобили" Тингели. Навеки застывшим скрежетом металла будут решать вечный вопрос противостояния Иаков и ангел Эпштейна. Чтобы остаться в истории, надо подчас и отвергать ее. Скульптура, как и все человечество, мучительно ищет выход из духовного тупика.

Алексей ГРИГОРЬЕВ

Текст опубликован в российско-израильском альманахе еврейской культуры «Диалог», 2007-2008

 

В одном из своих эссе, которые сайт ОМС публикует ниже, скульптор Валерия Семенова (1928-2023) пишет, что "жизнь в мире искусства - это увлекательное путешествие в машине времени". Художник, постоянно существуя «в самых разных мирах», среди руин и обломков «неизвестных цивилизаций» обнаруживает очень странных существ. Они-то и становятся героями его произведений.

- Скульптура при всей своей материальности для меня скорее - духовно-пространственная модель. Согласно Библии, первым скульптором, вылепившим из глины человека, был Создатель.

Два качества керамики меня особенно привлекают: этот материал хрупок, как наше короткое существование, и вечен и бессмертен, как человеческая душа. Сочетание этих свойств переводит этот материал в область метафизическую.Мастерская керамиста вообще больше похожа на лабораторию алхимика. Муфельные печи, глазури, реактивы, сложный процесс приготовления красителей, обязательное использование огня для завершения процесса - всё это как поиск философского камня. Недаром некоторые алхимики своими опытами дали очень много для развития технологии керамики.

Интерьер мастерской Валерии Семеновой, 2020-е. Фото Егора ЧербаджиИнтерьер мастерской Валерии Семеновой, 2020-е. Фото Егора Чербаджи

Валерия Семенова. ''В мастерской художника'', 1972.Бумага, перо, 26х19 смВалерия Семенова. ''В мастерской художника'', 1972.
Бумага, перо, 26х19 см

 

Обращаясь к своему практическому и духовному опыту, я во время работы могу представить себе, что иду по каменистой дороге в сумрачной долине руин среди обломков неизвестных цивилизаций. Я разбираю эти обломки и обнаруживаю в них странных существ, ангелов, демонов, мутантов, оборотней, персонифицирующих добрые и злые силы природы. Часто они немного смешные, и это не позволяет относиться к самой себе уж очень серьезно. Многие их этих невеликих душ окружают нас каждый день, бесцеремонно вторгаются в нашу жизнь.

Валерия Семенова. ''Чудак'', 2000. Бронза, 12х6х6 смВалерия Семенова. ''Чудак'', 2000. Бронза, 12х6х6 см

Валерия Семенова. Из серии ''Чудища'', 1969. Бумага  тушь, перо, 17х22 смВалерия Семенова. Из серии ''Чудища'', 1969. Бумага тушь, перо, 17х22 см

Валерия Семенова. ''Персонажи'', 2000. Бумага, перо, 28х39 смВалерия Семенова. ''Персонажи'', 2000. Бумага, перо, 28х39 см

Интерьер мастерской Валерии Семеновой, 1990Интерьер мастерской Валерии Семеновой, 1990

В моей мастерской как-то раз оказался человек, который пришел с намерением раскрыть тайну искусства. Пытаясь ее найти, он не хотел пропустить ни одной самой случайной вещи, его внимание привлекало даже то, что предназначалось быть выброшенным. Но эти наивные поиски, позабавившие присутствующих, к успеху не привели.

Валерия Семенова. ''Персонаж'', 1972. Шамот, соли, 21х11х6 смВалерия Семенова. ''Персонаж'', 1972. Шамот, соли, 21х11х6 см

Между тем, таинственное можно увидеть во всем, в любой вещи, за ней и вокруг нее. Произведение искусства может показаться загадочным, но настоящая тайна заключается не в том, чтобы озадачить зрителя. Она - в загадке рождения произведения. В нем заключена часть души создателя, а разгадать чью-либо душу невозможно. Искусство, в котором действительно присутствует душа, становится живым, одушевленным, вступает в диалог со зрителем. Это использовалось прежде всего в религиозном искусстве, где предполагается самое сложное - диалог с Богом.

Валерия Семенова. ''Мысли об искусстве'', 1973. Бумага, перо, 20х28 смВалерия Семенова. ''Мысли об искусстве'', 1973. Бумага, перо, 20х28 см

Валерия Семенова. ''Фантазии'', 1969. Из серии ''Чудища''. Бумага, тушь,  перо, 20х28 смВалерия Семенова. ''Фантазии'', 1969. Из серии ''Чудища''. Бумага, тушь, перо, 20х28 см

Интерьер мастерской Валерии Семеновой, 2020-е. Фото Егора ЧербаджиИнтерьер мастерской Валерии Семеновой, 2020-е. Фото Егора Чербаджи

Долгое время меня занимала тема - ангелы-хранители. Казалось, защищая человека, они также подвержены страданиям. Я выразила это в группе страдающих ангелов. Такой ангел снимает с человека ношу его тяжелой судьбы. Был случай, когда один из моих ангелов спас жизнь человека, в доме которого оказался, разбившись сам. Это послужило предостережением, знаком для принятия верного решения в рискованной ситуации.

Нас окружает неизведанное, мифы, легенды, сказки, волшебство, сны, которые иногда бывают вещими, чудеса, в которые хочется верить и которые иногда действительно происходят. Мы чувствуем присутствие злых и добрых сил, ангелы-хранители спасают нас в самые трудные и рискованные моменты. Мы путешествуем во времени, в прошлом и в будущем, благодаря способности воспринимать мир в угадываемых и фантастических образах.

Валерия Семенова. ''Ангел-хранитель'', 1979. Керамика, 55х20х15 смВалерия Семенова. ''Ангел-хранитель'', 1979. Керамика, 55х20х15 см

Интерьер мастерской Валерии Семеновой, 2020-е. Фото Егора ЧербаджиИнтерьер мастерской Валерии Семеновой, 2020-е. Фото Егора Чербаджи

Жизнь в мире искусства - это увлекательное путешествие в машине времени, и это позволяет мне существовать в самых разных мирах. Возвращаясь в знакомый мир, я даю волю своей интуиции, и тогда рождаются вещи совсем другие, в них появляется нечто пророческое, предвосхищающее события, вещи (скульптуры) - догадки, предчувствия.

В 1980 году я сделала работу "Художник и модель" - заложенная в ней идея перемены иерархии ценностей действительно оправдалась в девяностых годах.

А накануне глобальных общественных перемен - появилась серия работ "Кораблекрушение", - в них состояние хаоса, который наступает в результате краха любой крупной системы. Вообще, понятие хаоса - сложное и загадочное - дает много пищи для воображения, возникает желание упорядочить, гармонизовать хаотическое через художественный образ. Так появилась работа "Вечное и временное" - храм и его стражи в противостоянии к хаосу механистической технологии.

Но не всегда нужно ставить себе сверхзадачу, часто появляется потребность просто высказаться по конкретному поводу, передать восхищение красотой мира.

Валерия Семенова. ''Художник и модель'', 1980. Шамот, соли, 86х31х31 смВалерия Семенова. ''Художник и модель'', 1980. Шамот, соли, 86х31х31 см

Валерия Семенова. ''Кораблекрушение'', 1984. КерамикаВалерия Семенова. ''Кораблекрушение'', 1984. Керамика

Валерия Семенова. ''Вечное и временное'' (Ослябя и Пересвет), 1989. Керамика 123х44х36 см.Музей-усадьба ''Кусково'', МоскваВалерия Семенова. ''Вечное и временное'' (Ослябя и Пересвет), 1989. Керамика 123х44х36 см.
Музей-усадьба ''Кусково'', Москва

Интерьер мастерской Валерии Семеновой, 2020-е. Фото Егора ЧербаджиИнтерьер мастерской Валерии Семеновой, 2020-е. Фото Егора Чербаджи

Я люблю наблюдать людей и часто обращаюсь к жанру портрета. И любая работа становится поводом для диалога со зрителем, который вступает в него по непонятному закону родства душ.

Валерия Семенова. ''Бурятка'', 1969.Шамот, глазурь, эмаль, 23х21х22 см.Новосибирский государственный художественный музейВалерия Семенова. ''Бурятка'', 1969.
Шамот, глазурь, эмаль, 23х21х22 см.
Новосибирский государственный художественный музей

Валерия Семенова. ''Поэтесса Галина'', 1995. Декоративная ваза. Керамика, 26х26х19 см.Фото Дмитрия ФоминаВалерия Семенова. ''Поэтесса Галина'', 1995. Декоративная ваза. Керамика, 26х26х19 см.
Фото Дмитрия Фомина

Валерия Семенова. ''Процедурная сестра'', 1970. Бумага, перо, 15х18 смВалерия Семенова. ''Процедурная сестра'', 1970. Бумага, перо, 15х18 см

Валерия Семенова. ''Молодой Иван Казанский'', 1980.Бумага, перо, 17х11 смВалерия Семенова. ''Молодой Иван Казанский'', 1980.
Бумага, перо, 17х11 см

Мне часто приходит в голову, что, создавая свои образы, я делюсь впечатлениями как путешественник, возвратившийся после долгих странствий домой. Может быть, те же чувства сопровождают шамана во время камлания, он видит сам и внушает другим увиденное. Мне кажется, что в настоящее время во многих почти ритуальных формах общения с аудиторией попытки овладеть вниманием людей и внушить им свое отношение к миру в чем-то схожи с практикой языческих религий, шаманства в том числе. При атеизме большинства потребность в вере не исчезает, и когда старые религии исчерпали себя, появляется надежда на возникновение новой веры. Какая она должна быть? Художнику ее заменяет вера в искусство, доверие к любым проявлениям жизни, которые становятся стимулом для его свободного развития.

Валерия СЕМЕНОВА

Текст из архива, 1990-е

Фото из архива Ирины Семеновой

 

Валерия Семенова, 2000-еВалерия Семенова, 2000-е

Рассказываем о том, как скульптору Абраму Малахину (1901-1970), работавшему в 1950-е годы на Гжельском заводе, удавалось получить "верный цвет" для своих рельефов после обжига в моральных устаревших, никуда негодных керамических печках.

Работая в 1950-х годах над декоративными фигурами для высотного здания на Котельнической набережной в Москве (которые было решено исполнить в керамике), Малахин впервые попал на Гжельский керамический завод под Москвой. Что-то пленило там скульптора, скорее всего, поначалу, атмосфера на заводе, где поощряли поиски и пробы художников.

Может быть, играло роль и другое - природа, деревенские условия жизни, обстановка, в которой хорошо жилось и работалось. Но очень скоро его привлек и новый материал. Это увлечение привело Малахина к интересным находкам, выявило ранее дремавший в нем дар живописца.

Обжиг керамики на Гжельском заводе в те годы велся по старинке, тем же самым старым "дедовским" способом "на дровах", которым работали мастера XVIII века. При обжиге этим способом цвет изделия каждый раз получался другой, новый, создавая порой неожиданную сложную игру оттенков.

Обладая прирожденным колористическим даром, Малахин при работе в керамике сочетал этот дар с присущим ему органичным чувством объемной, пластической формы. И работая над росписью своих керамических рельефов, он не просто "раскрашивал" их, а соотносил цвет будущего произведения с пластической формой. При последующем обжиге цвет получался, как любил говорить сам художник, "верный".

"Цвет неважно какой, но если класть краску по форме, тогда он будет верным. Цвет может быть лучше, может быть хуже, но никогда он не будет неверным" - слова, которые часто повторял скульптор, делясь с товарищами опытом своей работы в керамике. Сочетание пластических качеств, свободной, нескованной артистичной манеры лепки рельефа с неожиданностью колористических решений, этой магией цвета, сопряженной с обжигом, - вот что привело Малахина к созданию интересных керамических рельефов.

Цвет и линия в рельефе выступают в различных керамических работах Малахина в органическом единстве. Так, например, напряженность и драматизм линий "рисунка" в пластинке для стены крематория усиливаются испепеляющим "пламенем" цвета: сочетанием напряженного красного и черного тонов. Звучный малиновый цвет поливы керамической вставки "Балалаечник" для интерьера кафе соответствует образу русского парня и словно бы "вторит" его задорной ухарской игре на балалайке.

Или еще один из "маленьких шедевров" Малахина - три сидящие на завалинке девушки. Эта пластина, исполненная в духе гжельской керамики XVIII века, - сродни тем веселым фигуркам, которые украшали квасники и кумганы. Рельеф отличается декоративностью, полнокровностью форм.

Чувствуется, что Малахин не сочиняет, не придумывает, а видит, и в его работах это увиденное возникает со всей непосредственностью жизни. Обращение к народному творчеству, к использованию его основ и традиций в современном искусстве вытекало из внутренней потребности художника. Народное искусство с его жизнерадостным мироощущением, лаконизмом и сочностью формы, яркостью цвета было близко художнику. Там, в Гжели, на родине одного из старинных русских керамических производств, в самой технологии производства керамики, в качествах глины как материала Малахин заново открывал для себя богатые возможности древнего искусства в применении к требованиям сегодняшнего дня.

Татьяна МАНТУРОВА

Текст из альбома "Абрам Малахин", М., "Советский художник", 1979

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск