Сайт Объединения московских скульпторов показывает новые произведения Левона Погосяна и рассказывает о художнике.

ЛЕВОН ПОГОСЯН

Левон Погосян родился 27 июля 1995 года в Ванадзоре, Армения.

2015 Окончил Ереванский государственный художественный колледж имени П. Терлемезяна, педагог - скульптор Юрий Минасян, дед Левона Погосяна.

С 2012 Участник республиканских, московских, российских и международных выставок.

2016 Лауреат Молодежной премии Президента Республики Армения за серию скульптур «Старые Боги».

2020 Окончил Ереванскую государственную академию художеств, педагог - скульптор Гарегин Давтян.

С 2021 Член Союза художников Армении.

С 2022 Член секции скульптуры Московского союза художников и Объединения московских скульпторов.

Страница Левона ПОГОСЯНА на сайте ОМС

''Похищение Европы'', 2024. Гипс тонированный, 120х60х35 см''Похищение Европы'', 2024. Гипс тонированный, 120х60х35 см

''Эмоция'', 2024. Гипс тонированный, 50х50х30 см''Эмоция'', 2024. Гипс тонированный, 50х50х30 см

''Девушка в жабо'', 2024. Гипс, 40х35х30 см''Девушка в жабо'', 2024. Гипс, 40х35х30 см

''Минотавр'', 2024. Пластик тонированный, 50х50х40 см''Минотавр'', 2024. Пластик тонированный, 50х50х40 см

''Натурщик'', 2024. Гипс тонированный,  50х30х20 см''Натурщик'', 2024. Гипс тонированный, 50х30х20 см

''Плутоника'', 2024. Гипс, 50х35х35 см''Плутоника'', 2024. Гипс, 50х35х35 см

Фото из архива Левона ПОГОСЯНА

В доме, где росла скульптор Надежда Крандиевская (1891-1963) двери особо не закрывались. Ее отец - Василий Афанасьевич - был издателем и журналистом с очень большими связями в разных кругах, а мать - Анастасия Романовна - известной писательницей, рассказы которой читал сам Антон Павлович Чехов.

«Прогрессивная русская интеллигенция» шла к Крандиевским беспрерывно. Здесь всегда останавливался, приезжая из Нижнего, уже гремевший на всю Россию писатель Максим Горький. Часто он приводил с собой очень интересных граждан, находившихся, правда, на подозрении у полиции.

Еще один небезызвестный литератор засиживался у Крандиевских допоздна - Алексей Николаевич Толстой. Позже он женится на Наталье - сестре Надежды Крандиевской.

А вскоре в этом доме скульптору Крандиевской будет позировать молодая поэтесса, которую звали Марина Цветаева.

Поступив в 1909 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Надежда Крандиевская будет учиться еще с одним легендарным поэтом - Маяковским.

Владимир Владимирович, злой на язык, никого не щадивший в разговоре, бунтарь, призывавший за ненадобностью даже «Пушкина сбросить с корабля современности», при встречах с Крандиевской был на удивление деликатен и уважителен, помалкивал: уважал, однако, бесспорный и всем очевидный талант еще совсем молоденькой «скульпторши».

Но ведь это только литературные сливки общества. Уже в 1911 году Крандиевская станет «своей» в другой артистической среде. Ее позвали на выставку «Союза русских художников», участники которой - живописцы Виктор Васнецов, Константин Коровин, Василий Суриков, Валентин Серов, Константин Юон, скульпторы Павел Трубецкой и Александр Матвеев горячо приветствуют работы Надежды Крандиевской.

Да, жить в Москве очень интересно, и какие люди рядом с тобой! Просто голова кружится.

Не удивительно, что в апреле 1911 года двадцатилетняя восходящая звезда - Надежда Крандиевская отказалась от «скучного» предложения архитектора А.К. Иванова ехать в провинцию: нужно было заполнить декоративной скульптурой интерьеры нового здания симферопольского банка.

Крым Крандиевская променяла на Париж, куда на год отправилась заниматься в студии знаменитого скульптора Бурделя.

Судьба Крандиевской, прожившей полвека в искусстве, сложилась так, что ей почти ничего не удалось создать в жанре монументального творчества, хотя она участвовала почти во всех конкурсах, объявляемых советской властью. Какой-то злой Рок ее преследовал с того времени, когда она сказала решительное «нет» архитектору Иванову.

Например, после Октябрьской революции 1917 года по ленинскому плану монументальной пропаганды Надежде Крандиевской поручили памятник выдающемуся украинскому философу XVIII века Григорию Сковороде. Сколько она его книг и книг о нем перечитала, сколько было эскизов, моделей, сколько всего пришлось пережить, передумать. А главное, и деньги были отпущены, материалы...  Но памятник Сковороде так и не появился в Москве, хотя к идее его создания возвращались даже спустя много лет после смерти Ленина в 1924 году.

В 1920-м Крандиевская наряду с Верой Мухиной, Борисом Королевым, Сергеем Конёнковым, другими лучшими скульпторами страны принимает участие в конкурсе на монумент «Освобожденному труду», который собирались установить в столице. 1 мая того же года Ленин даже произнес речь на закладке этого монумента, после чего посетил выставку конкурсных проектов. И снова - не Судьба! Мало того, что памятник, в конце концов, не увидел света божьего, так даже не сохранилась фотография проекта, выполненного Крандиевской.

Другой пример: в 1931 году Надежда Крандиевская вместе со своим мужем -  архитектором Петром Файдышем участвует в конкурсе на проект памятника бойцам Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. Конкуренты очень серьезные - Иван Шадр, Александр Матвеев, Матвей Манизер.

Памятник дальневосточным бойцам планировали установить у небольшой железнодорожной станции, расположенной в долине среди степных просторов Даурии. Учитывая его местоположение, условия обозрения издали во время движения поезда или в момент его очень коротких остановок, Крандиевская решила свой проект как скульптурно-архитектурный комплекс.

Итак, в основании мемориального сооружения - огромная надгробная плита со ступенями, которые ведут к могилам бойцов. Над закругленной стороной плиты возвышается четырехгранный обелиск, увенчанный эмблемой земного шара и динамичной фигурой красноармейца с винтовкой в поднятой руке. А у подножия обелиска на кубическом основании - фигуры двух рабочих с эмблемой серпа и молота[1].

Проект Крандиевской был очень интересным, жюри особенно отмечало, что он легко воспринимался издали. Скульптор даже была отмечена премий, но только не памятником, который так и не воздвигли.

Везде и всегда не везло Крандиевской с публичными работами. Москва обрастала десятками монументов в честь Ленина, Сталина, Кирова, Орджоникидзе и их соратников. Пушкина, наконец. Но  всё это - без участия Крандиевской.

Она даже «пролетела» мимо памятников Максиму Горькому и Алексею Толстому (можно сказать, почти родственнику). А ведь некогда эти писатели были завсегдатаями ее дома.

Пожалуй, всё, что мы можем сегодня разглядеть от Крандиевской в Москве (и то с биноклем), - это ее трехметровые бетонные фигуры Колхозницы и Красноармейца, установленные в 1937 году на крыше Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина (теперь это Российская государственная библиотека). Плюс девять (в четыре натуральные величины каждый) бронзовых бюстов-медальонов великих ученых, размещенных на фасаде того же здания и тогда же. Здесь, правда, хотя бы увеличительные стекла не потребуются: корифеи науки (Архимед, Ньютон, Галилей и другие товарищи) хорошо видны, если двигаться по Воздвиженке в сторону Моховой.

Впрочем, Судьба однажды сжалилась над Крандиевской. В годы Великой Отечественной войны и позже художнице удалось установить несколько надгробных памятников на Новодевичьем кладбище. Два из них - превосходные образцы советской мемориальной скульптуры: надгробия восьмилетней Наде Шаталиной (архитектор - Иван Жолтовский) и Герою Советского Союза, летчику-штурмовику, гвардии старшему лейтенанту Юрию Зыкову. Он был не намного старше Нади. Погиб в 21 год, в Белоруссии, во время смертельного боя с фашистами.

Этим замечательным мемориальным произведениям Крандиевской тоже не повезло (в смысле доступа к ним), если вспомнить историю Новодевичьего, где закапывали руководителей государства и другой «особо ценный контингент». То в некрополе действовал строжайший пропускной режим - пускали только родственников, то вход сделали платным, и лишь относительно недавно проход стал доступен всем посетителям.

Правда, в Москве есть еще одно здание, которое всем нам хорошо знакомо и к которому причастна Крандиевская. В 1940 году она вместе с мужем Петром Файдышем приступила к скульптурному убранству возводившейся в центре столицы гостиницы, создав для нее барельеф над главным входом, а также фигуры Рабочего, Колхозницы и Воина для установки на крыше.

Работа не была завершена, потому что, во-первых, началась война, а во-вторых, в 1942-м Петр Петрович Файдыш был арестован «за антисоветскую агитацию, пораженческие настроения и клевету на Красную Армию». Приговор Особого Совещания при НКВД СССР - пять лет исправительно-трудовых лагерей. Архитектор Файдыш, родившийся в 1892 году, погибнет в 1944-м в Омском лагере, а спустя 14 лет Московский городской суд его реабилитирует.

В гулаговской карточке Файдыша в графе «Профессия /место работы» было записано: «архитектор-скульптор, постройка гостиницы НКВД».

Да-да, речь идет именно о той самой гостинице, над которой в 1940-1941 годах он трудился вместе с женой - Надеждой Крандиевской. А строилась она для комфортного пребывания в ней сотрудников органов госбезопасности, которые Петра Петровича и сгубили.

Вот такая еще одна - глумливая, беспощадная - «ответка» от иронии Судьбы.

Ну и в завершение. Гостиница НКВД, уже после войны, когда по эскизам Крандиевской и Файдыша знаменитый советский скульптор Николай Томский закончит их работу, получила название «Пекин». То есть, строилась она на площади… Маяковского.

Того самого, который вместе с Крандиевской учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и который, против своего обыкновения, ни разу, как он это умел (беспощадно, на века припечатав), не «скаламбурил» над ней.

Хотя бы с Маяковским - в жизни и судьбе - Надежде Васильевне повезло.

Лев КУЛАКОВ

[1] Цитата по: А.В. Парамонов. "Н.В. Крандиевская", М., "Советский художник", 1969.

В 1912 году совсем еще молодая и весьма симпатичная барышня Надежда Крандиевская (1891-1963), в будущем - известный советский скульптор, прервав учебу у замечательного художника Сергея Волнухина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, отправилась в Париж, чтобы поступить в «Académie de la Grande Chaumière».

Вообще-то это была никакая не Академия, а всего лишь студия «Ла Гранд-Шомьер», но главное, что в ней преподавал сам г-н Бурдель.

К тому времени Эмиль Антуан Бурдель, ученик Огюста Родена, - уже знаменитый на всю Европу и в России скульптор: классик, новатор, мэтр, основоположник и пр.

Разумеется, двадцатилетней Надежде Крандиевской было чему поучиться у «старика» Бурделя (1861-1921), который на занятиях охотно рассказывал о «внутренней форме», «построении каркаса», «отношении объемных масс», «пластическом решении пространства».

Но спустя много лет Н.В. Крандиевская в своих до сих пор неизданных мемуарах, посвященных С.М. Волнухину, напишет такое:

- Те же мысли Волнухин доводил до нашего сознания простым языком, иллюстрировал образными сравнениями. Напротив, Бурдель оперировал заумными выражениями, от которых кружилась голова, как от неразрешимых мировых проблем[1].

Кроме того, Бурдель, безусловно, талантливый педагог (и сноб, вероятно), все же авторитарно давил на учеников, стремясь во что бы то ни стало подчинить их своим творческим, «единственно правильным» установкам.

Однажды Крандиевская вылепила портрет одной из студенток. Работа всем понравилась, ее показали Бурделю. «Это уже искусство, - заметил именитый скульптор. A теперь начнем». И начал лепить по ее вещи. В результате получилось совсем другое, что никак не соответствовало «видению» и восприятию Крандиевской.

Уроки Бурделя оказались не в прок. Уже в 1913-м Крандиевская вернется в Москву, через год окончит Училище по «классу любимого Волнухина», а главное: она всегда (до конца жизни) будет в своих портретах строго следовать натуре, пытаясь очень скупыми средствами раскрыть богатое внутреннее содержание образа[2]. А все эти «мировые проблемы» от Бурделя - это как-нибудь в другой раз, на потом.  

Сын Крандиевской, известный скульптор Андрей Файдыш, вспоминал, как его мать создавала свои портреты:

- Наблюдая за ее работой, я всегда поражался неукротимой силой вдохновения и кажущейся легкостью, с которой она создавала свои произведения. Помню, как уверенно и увлеченно, она лепила «от себя» портрет старого крестьянина. На моих глазах появлялся образ мудрого и лукавого труженика с опаленным солнцем лицом. Очень умело, одним уверенным движением руки по мягкой глине (инструментами по этому материалу она почти не работала) она находила необычайно выразительную скульптурную форму.

Пальцы скульптора скользили по глине, нажимая то слабо, то сильно, где-то как бы обходя неожиданные препятствия. И было удивительно, что маленькая женская рука обладала такой мужественной силой.

С большим мастерством она придавала любимому материалу - глине трепетную, живую форму. Лучшие ее работы полны непосредственности, обаяния, теплоты и жизнеутверждения»[3].

Надежда Крандиевская, несмотря на все ухищрения Бурделя, который, если верить энциклопедиям, в своих портретах великих людей создавал героизированный образ «гения» и «сверхчеловека», так и не вышла за рамки привычного и столь любимого многими нами отечественного реализма.

Однако врожденное (то есть, абсолютное, Богом данное) чувство пластической формы, помноженное на высочайший профессионализм и безмерное трудолюбие, позволили Крандиевской исполнить блестящие портреты современников из советской России - будь то заурядный пролетарский поэт Демьян Бедный (пьяница, но не гений) или обыкновенная, несчастная девочка Надя Шаталина, трагически погибшая, когда ей исполнилось всего восемь лет…

А Бурделя я все-таки зря приложил. Гений - он и в Париже гений.

Лев КУЛАКОВ

[1] Н.М. Крандиевская. Воспоминания о С.М. Волнухине. Рукопись. Архив семьи. Цитата по: А.В. Парамонов. «Н.В. Крандиевская», М., «Советский художник», 1969.

[2] А.В. Парамонов. «Н.В. Крандиевская», М., «Советский художник», 1969.

[3] Из письма А.П. Файдыша искусствоведу А.В. Парамонову (6 апреля 1967 года). Цитата по: А.В. Парамонов. «Н.В. Крандиевская», М., «Советский художник», 1967.

26 декабря 2024 года в Выставочном зале Объединения московских скульпторов (Староватутинский пр., 12) открылась Отчетная выставка творческих групп Бабушкинского скульптурного комбината. Корреспондент сайта ОМС Маргарита Камардина показывает некоторые работы, представленные в экспозиции выставки.

Сайт Объединения московских скульпторов рассказывает о художнике Дмитрии Губанове и показывает его новые произведения.

ДМИТРИЙ ГУБАНОВ

Фото: журнал ''Бизнес России''Фото: журнал ''Бизнес России''

Дмитрий Губанов родился в 1975 году в Москве.

1994 Окончил Московский академический художественный лицей.

С 1996 Участник московских, российских и международных выставок.

2003 Окончил МГАХИ имени В.И. Сурикова, факультет скульптуры, мастерская профессора А.И. Рукавишникова.

2006 Участник создания памятника Хансу Кристиану Андерсену в Москве, в составе авторского коллектива.

2007 Окончил аспирантуру МГАХИ имени В.И. Сурикова, руководитель - профессор А.А. Бичуков.

Автор мемориальной доски ученому-генетику, академику Ю.И. Козлову. Москва.

2007-2009 Стажер на факультете скульптуры в МГАХИ имени В.И. Сурикова.

2008-2009 Участник создания памятника композитору Сергею Рахманинову, бронза. В составе творческой группы под руководством А.И. Рукавишникова. Великий Новгород.

2009 Участник (исполнитель) создания памятника студенческим стройотрядам на территории МГУ имени М.В. Ломоносова, автор памятника - А.И. Рукавишников.

2010 Член секции скульптуры Московского союза художников и Объединения московских скульпторов. Член правления секции скульптуры МСХ и ОМС (2019-2020).

Автор навигационных знаков виде животных для 52-го микрорайона в Марфино, Москва.

С 2010 Старший преподаватель на кафедры скульптуры МГАХИ имени В.И. Сурикова.

2013-2014 Автор  надгробного памятника Заслуженному учителю Российской Федерации М.Р. Бубману, гранит. Востряковское кладбище, Москва. 

2015-2018 Исполняющий обязанности директора Московского академического художественного лицея при Российской академии художеств. Директор Лицея (2018-2022).

2022 Автор композиции "Genius loci", гипс, бронзовая поталь. Поместье Голубицкое, Краснодарский край.

2024 Автор надгробного памятника Виктору Катаняну. Барельеф, мрамор. Даниловское кладбище, Москва.

Работы хранятся в частных коллекциях России и за рубежом.

Страница Дмитрия ГУБАНОВА на сайте ОМС

''Венера в гамаке'', 2023. Гипс, металл, 157х85 см''Венера в гамаке'', 2023. Гипс, металл, 157х85 см

''Биоморфная форма'', 2024. Проект средовой скульптуры''Биоморфная форма'', 2024. Проект средовой скульптуры

Надгробный памятник Виктору Катаняну, 2024.Барельеф. Мрамор. Часовня Даниловского кладбища, МоскваНадгробный памятник Виктору Катаняну, 2024.
Барельеф. Мрамор. Часовня Даниловского кладбища, Москва

''INFINITY'', 2024. Проект  средовой скульптуры''INFINITY'', 2024. Проект средовой скульптуры

''Портрет В.Е.'', 2020. Гипс, 74х50х50 см''Портрет В.Е.'', 2020. Гипс, 74х50х50 см

''Спираль'', 2024. Проект средовой скульптуры''Спираль'', 2024. Проект средовой скульптуры

''Genius loci'', 2022. Гипс, бронзовая поталь, 150х125х80 см.Поместье Голубицкое, Краснодарский край''Genius loci'', 2022. Гипс, бронзовая поталь, 150х125х80 см.
Поместье Голубицкое, Краснодарский край

Фото из архива Дмитрия ГУБАНОВА

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск