13 июня 2024 года в выставочном зале Объединения московских скульпторов (Староватутинский пр., 12) открылась Отчетная выставка творческих групп Бабушкинского скульптурного комбината. Подробности - в фоторепортаже Маргариты КАМАРДИНОЙ и Екатерины ЯКОВЛЕВОЙ.

В Абрамцевский период я жил рядом с музеем, был увлечен керамикой Врубеля, любовался его лежанкой с головой львицы. Изучая народное творчество, заметил, как  крестьянин, создавая утилитарный предмет, очень часто превращал его в художественный образ. Эту тенденцию можно пронаблюдать в искусстве разных эпох и народов. 

Михаил Врубель (1856-1910). ''Печь-лежанка'', 1890. Музей-заповедник ''Абрамцево'', Московская областьМихаил Врубель (1856-1910). ''Печь-лежанка'', 1890. Музей-заповедник ''Абрамцево'', Московская область 

На Алтае я вылепил этюд лежащей лошади и сразу задумал вырубить ее в дереве, в большом размере. Замысел мой заключался в том, чтобы скульптуру максимально приблизить к человеку, так, чтобы он вступал в непосредственный контакт с моей работой и у него появлялась возможность не только визуальных, но и тактильных ощущений. В результате, возникла дубовая  скамья с лежащей лошадью, которую я накрыл попоной из натуральной кожи, а чтобы ей не было скучно, сделал жеребенка в виде качалки. На выставке был заметен особый интерес к этой работе: люди садились на скамью, поглаживали лошадь, дети качались на жеребенке. Таким образом, цель моя была достигнута - скульптура становилась «интерактивной».

Верблюдица, которую я лепил в песках пустыни Каракумы, стала героиней следующей композиции, в которую также входили стол "Пустыня" и два кресла "Саксаул".

Работая с дубом, я проникся его уникальными качествами: он тяжелый, плотный и одновременно теплый, впитавший в себя энергию солнца и постоянно излучающий ее. Мощный потенциал, заложенный в нем, вдохновил меня на создание большой пространственной композиции. Тема всплыла неожиданно: образы героев прочитанной в детстве книги "Остров сокровищ" и сам Стивенсон вновь, как призраки, явились передо мной. Так я и назвал новую работу: "Призраки затонувшего корабля". Литература здесь, конечно же, была лишь подспорьем в решении основных, пространственно-пластических задач. Дуб я инкрустировал различными камнями, монетами, слоновой костью, бронзой - он все принимал с благодарностью. Чем я его только не красил - он не терял своего благородства. Судя по количеству выставок и интересу зрителей, эта композиция, наверное, получилась самая интерактивная.

Композицию "Ноев ковчег" мы создали совместно с Людмилой Кулишовой. В этой работе мы стремились к органичному сочетанию плотных объемов из дуба с ажурным ткачеством в гобелене.

В дальнейшем я создал целый ряд интерактивных композиций, как выставочных, так и для конкретных интерьеров: "Винный погреб", «Медведи», «Похищение Европы», «Петр и Екатерина», «У Рембрандта и Саскии на коленях», «Римские видения» и другие.

Владимир ПОТЛОВ

Июнь 2024 года

Фото из архива Владимира ПОТЛОВА

Страницу моей графики открывает рисунок времен Строгановки «Натурщик Басанько Игорь Степанович». Это человек-легенда, в молодости он был силовым жонглером в цирке, а натурщиком стал из-за травмы спины. Пока мы его рисовали, он любил рассказывать, как позировал для многих известных монументов: «Рабочий и колхозница» - В.И. Мухиной, «Воин-освободитель» в Берлине - Е.В. Вучетича, «Тракторист и колхозница» на арке главного входа ВДНХ, «Юрий Долгорукий» в Москве и многих других. В начале 1990-х ему, единственному из натурщиков, было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

На уроке рисунка  спрашиваем его: Игорь Степанович, как же Вы такой тяжеленный молот у Мухиной держали? «Молот- то? Так ведь мне из фанеры его сделали» - отвечает он серьезно, но, видя наши физиономии и поняв прикол, - смеется, а потом продолжает: «А вот в цирке я нешуточными гирями жонглировал - железными, молодой, здоровый был...»

Рисунок у нас преподавал Юрий Авраамович Тур - профессиональный скульптор. Рисовали мы на больших планшетах с натянутым ватманом, так что рисунок получался размером в натуру.

Был, также вечерний натурный класс, где я делал быстрые наброски мягким материалом: уголь, сангина, соус. Это была хорошая школа и, наверное, во многом через рисунок я постепенно вышел на скульптурную стезю.

Когда начинаешь рисовать модель, то почти всегда именно она, своей уникальной пластикой, определяет идею будущей скульптуры. Так было, когда я лепил «Весну», «Помону», «Еву», «Труженицу» и другое, в результате чего можно резюмировать: это всегда было плодотворное соавторство Скульптора и Модели. Публикация этой страницы, помимо всего прочего, еще и дань уважения и благодарности всем известным и неизвестным моделям, которые работали рядом со мной.

ВЛАДИМИР ПОТЛОВ,

Май 2024 года

Сайт ОМС представляет произведение Владимира Потлова "Римские видения" и стихотворение Романа Славацкого, посвященное художнику и его работе. 

                                         Владимиру Потлову

Пеплом и древностью грезится Вечный Град,

Смерти и Времени хрипло бросая вызов!

Страшные арки расправил пустой Театр,

Словно бы заколдованный римский призрак.

 

Вечер несет Селене ночную тушь,

Слышатся в улочках шорохи мертвых душ…

 

Пылью кирпичной осыпан дубовый Трон,

Бронзовый череп таращит свои глазницы…

…Чудится в сумраке русский "глагол времен",

Чудятся над Полтавой родные птицы.

 

Ах, ностальгия! Настоянный горький мед,

Старого храма седые резные створы!...

…А на руинах в разливы летейских вод

Смотрится Гоголь, нахохленный точно ворон.

Роман СЛАВАЦКИЙ (1957-2021)

Видео: Михаил КАЛАМКАРОВ

Фото из архива Владимира ПОТЛОВА

Владимир Потлов. "Римские видения" (Трон для гения), 2018.Дуб тонированный, бронза, 121х105х51 смВладимир Потлов. "Римские видения" (Трон для гения), 2018.
Дуб тонированный, бронза, 121х105х51 см

                                         

Просматривая работы  «Алтайского периода», невольно переносишься в далекие времена молодости. Шел 1984 год, когда я впервые  оказался на Алтае, в  связи с работой над памятником, который был посвящен вхождению Горного Алтая в состав России в 1756 году. Ансамбль памятника включал в себя скульптурную композицию в бронзе: «Навеки вместе» - встреча двух всадников, русского и алтайца, а также гранитный горельеф «Горный Алтай», отражающий исторические события тех времен.

В период с 1984 по 1988 годы я часто бывал на Алтае, собирал необходимый этнографический материал, а главное, стремился уехать подальше от цивилизации, в горы и работать непосредственно на натуре. Детство мое прошло в деревне, поэтому, оказавшись в алтайском селе, я чувствовал себя как дома.

И наконец - я «дорвался» - кругом много лошадей, всадников, в вольерах ходят маралы… Мне открылся целый мир, доселе неведомый, но, как будто, знакомый…

Вначале - поездки были короткие (успевал только сфотографировать), и затем работал  по фотографиям, но все, что я делал, было неубедительным.

Осенью 1985 года я уехал на Алтай на месяц и  начал лепить этюды с натуры. И вот - произошло очередное прозрение -  оказалось, что лошадь я совсем не знаю. К этому времени у меня уже сложилась некая концепция работы с моделью - я направлял все внимание в глубину, выявляя конструктивную суть формы, характер образа, опуская внешние детали. Этот метод дал убедительные результаты. Отливал этюды в бронзе, выставлял. По реакции коллег, я понял, что нахожусь на верном пути.

Впечатлений в поездках по разным районам Алтая было так много, что «оскульптурить» все  - было нереально. Попутно я стал делать рисунки, быстрые наброски. Если в скульптуре требовалась определенная самодисциплина, то в  набросках я был абсолютно свободен. Рисовал я на чем придется: маленькие листки  из блокнота, оберточная бумага и т. п; карандаш, перо и тушь, уголь - это то, что было под рукой. Никаких особых задач в рисовании я не ставил, кроме  фиксации мимолетных моментов Жизни и некоторых пластических идей. Так, идея горельефа «Горный Алтай» возникла внезапно, когда я двигался по Чуйскому тракту и вдруг увидел необычные скалы... Это было ритмически и пространственно организованное, пластическое совершенство, над которым Природа трудилась тысячи, а может и миллионы лет. Мне оставалось лишь наполнить эту пластику образами. Помню главное ощущение того времени - будто после долгой жажды я припал к живому источнику. 

Эскиз горельефа ''Горный Алтай'', 1988. Фото, пастель, 60х105 смЭскиз горельефа ''Горный Алтай'', 1988. Фото, пастель, 60х105 см

С тех пор много воды утекло… Остались этюды, рисунки, наброски,  составляющие отдельный «Алтайский цикл», который, я надеюсь, интересен не только мне. Я жил и работал непосредственно среди алтайцев и запечатлел, как мог, тот Алтай, которого уже нет.

Владимир ПОТЛОВ

Май 2024 года    

Фото из архива Владимира ПОТЛОВА

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск