Previous Next

7 февраля 2025 года в Российской академии художеств открывается выставка «Meo voto/по моему мнению», приуроченная к 70-летию со дня рождения Дмитрия Никитовича Тугаринова, народного художника РФ, академика РАХ, профессора кафедры скульптуры МГАХИ имени В.И. Сурикова, которая показывает станковые и монументальные работы мастера, созданные за последние десять лет. В их числе выделяются портреты, однофигурные статуарные решения, композиции на сказочные и мифологические сюжеты. Большинство произведений демонстрируются впервые.

На сегодняшний день Дмитрий Тугаринов – один из самых заметных московских скульпторов, творчество которого отличается завидным разнообразием. А оно, как считали еще древние, всегда радует (variatio delectat). Работы мастера, исполненные на протяжении последних десяти лет, служат наглядным тому подтверждением.

Среди них, бесспорно, солируют композиции на сказочные и мифические сюжеты, как, например, внушительная «Птица Сирин», существенно развивающая и обогащающая пластическую идею, изначально реализованную в находящейся в Бельгии работе 1990 года. Сюда же можно отнести скульптуру «Уроборос»: в трактовке мастера это до предела спрессованная лаконично замкнутая в своем объеме символическая змея, не просто кусающая, а жадно заглатывающая собственный хвост. В отличие от нее известные герои басни И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука» увенчивают своим спиралевидным трио довольно открытую в пространство композицию из безнадежно разбитой телеги, изобилующей как бы хаотичными и словно подобранными на свалке деталями.

Вообще, со сказочными, былинными, историческими и легендарными персонажами Тугаринов находится в тесном родстве, поскольку он «потомок половецкого хана Тугархана из рода Шарукан (Змей), который был любовником жены Владимира Красное Солнышко, тестем великого князя Святополка, а также участником мифологической битвы с Алешей Поповичем и прототипом сказочного Змея Горыныча».

Поэтому одно из важных мест на выставке занимает ироничная вертикальная скульптура с автопортретными чертами «Тугарин змей». Впрочем, традиционные, на первый взгляд, портреты в экспозиции тоже присутствуют и это в основном «головы» собратьев Тугаринова по скульптурному цеху с их акцентированной характерной пластикой. Например, у Александра Рукавишникова подчеркнута затылочная складка и колючий «бобрик» волос на лбу; у Льва Мещерякова выделяются округлые мочки ушей, небольшой прямой нос и тонкие ровные линии роста волос прически и бороды; у Афины Попандопуло немного утрирован маленький рот с плотно сжатыми губами и выпуклые миндалевидные глаза с приспущенным внешним краем.

А усложненная скульптурная композиция «Слон и Мухин», окрашенная портретным присутствием исторических и современных лиц, вбирает в себя острые психологические коллизии взаимоотношений художника, посредника и заказчика в ходе создания Памятника Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, установленному в 2019 году на территории Кирилло-Афанасьевского мужского монастыря в Ярославле.

Особой гордостью Тугаринова можно считать сделанную им в последние годы серию двухметровых бронзовых фигур юных спортсменов (гимнастов, фехтовальщиков, наездников и других), которых ровно двенадцать (шесть мальчиков и столько же девушек), что в цифрологии соответствует числу полноты. На выставке показаны их уменьшенные модели и крупные фотографии фотохудожника Валерия Яковлева, а сами они установлены в парке подмосковного курорта «Пирогово», где тематически отсылают зрителя и к образам античных атлетов-олимпийцев, и к садово-парковой скульптуре пионеров.

Сознательно выбирая спортивные виды с минимальным количеством атрибутов и умело варьируя пластику обнаженного и одетого тела, мастер, с одной стороны, воочию демонстрирует, что всегда следует заветам древних и «чтит следы прошлого» (vestigia semper adora). Но с другой стороны, опять же не без легкой иронии модернизирует форму, а заодно ностальгирует по скульптурно насыщенной советской эпохе, тем самым наглядно утверждая, что его «естественное состояние – между старым и новым».

На изначально присущий Тугаринову «интегральный творческий метод» (по удачному выражению искусствоведа Григория Климовицкого) сильно воздействует и природный темперамент мастера, который о себе откровенно говорит так: «Я без шутки, без юмора – не я. Вообще, я человек веселый». Помимо всего остального, на выставке присутствуют две работы, в полной мере подтверждающие эти слова: «Суд Париса» и «По реке плывет топор…».

В первой из них эстетическое «правосудие» над тремя задрапированными на античный манер красавицами вершит развязно сидящий в глубоком кресле хамоватый и дебелый нувориш. Во второй работе на бронзовых бирюзовых словно «прорастающих» из воздуха волнах увесисто покоится стальной серебристый топор, вызывая в памяти хулиганскую народную частушку: «По реке плывет топор из села Кукуево. / Ну и пусть себе плывет железяка х***а».

Но Тугаринов не только веселый скульптор, часто склонный к ироничному реалистическому нарративу. Он еще и колкий художник с искрометной фантазией, который по каждому поводу имеет выразительное собственное мнение. Но при всем пластическом многообразии этих «мнений», они неизменно соответствуют главному художественному кредо мастера: «В искусстве должна быть тайна. Для искусства важно, чтобы тайное никогда не становилось явным. Иначе – смерть».

Именно такие не подлежащие окончательной «расшифровке» таинственные вещи – и не важно: монументальные или камерные, смешные или серьезные, лаконичные или многословные – составляют уникальный срез настоящей выставки.

Елена ГРИБОНОСОВА-ГРЕБНЕВА

Страница Дмитрия ТУГАРИНОВА на сайте ОМС        

25 января 2025 года в галерее "SEREBRO SPACE" открывается выставка "Школа Рукав", в которую войдут произведения Народного художника СССР Александра Рукавишникова, члена-корреспондента РАХ Филиппа Рукавишникова, академика РАХ Айдына Зейналова, а также скульпторов разных поколений, которые учились у Александра Рукавишникова.

Участники выставки: Александр Рукавишников, Филипп Рукавишников, Айдын Зейналов, Федор Абрамов, Полина Абрамова, Алексей Дмитриев, Алексей Благовестнов, Дмитрий Губанов, Галим Долмогомбетов, Грант Гарибян, Анна Дворянкина, Евгения Дубровина, Ольга Помосова, Лада Рещенко, Кирилл Рахматуллин, Фатима Караханова, Нино Самадашвили, Александр Свиязов, Елена Седова, Иван Седов, Евгений Тетерин, Татьяна Титова, Кирилл Чижов.

Первая выставка 2025 года, открывающаяся в культурном пространстве "SEREBRO SPACE", продолжает серию кураторских проектов Айдына Зейналова, посвященных творчеству современных российских скульпторов.

Новая экспозиция рассказывает о скульптурной школе Александра Рукавишникова - именитого мастера, хорошо известного широкой публике многочисленными монументами Москвы, среди которых памятники Александру II, Федору Достоевскому, Юрию Никулину, Олегу Табакову, Мстиславу Ростроповичу, Муслиму Магомаеву.

Заведуя кафедрой скульптуры и композиции в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова, Александр Рукавишников за несколько десятилетий воспитал целую плеяду замечательных учеников, ставших востребованными авторами и играющих важную роль в современном художественном мире.

Скульптор Александр Свиязов так вспоминает свои ученические годы: "Мне было у кого учиться, перенимать азы скульптуры - у мастера, который внушал нам: объем - основа всего. Профессор Рукавишников со своими учениками уже на первом курсе разговаривает как с художниками, ставит творческие задачи: "А ты слепи так, как ты бы сам хотел, то, что сам любишь. Может, ты фанат футбола или рыбак… Бесконечный поиск не нужен: выбери то, что тебе близко, может быть, в детстве окружало». И свой стиль у меня образовался с помощью Рукавишникова". 

В экспозицию войдет около 30 произведений 22 авторов, связанных с мастерской Александра Рукавишникова. К их числу принадлежит и Айдын Зейналов. "Выставки, которые проходят в "SEREBRO SPACE", - это в первую очередь дань уважения и благодарности мастерам, которые были моими учителями. Осенью 2024 года мы представляли скульпторов мастерской Цигаля, и я рад, что в начале 2025 года мы показываем срез художников из так называемой Школы "Рукав". Александр Иулианович Рукавишников в свое время оказал на меня довольно сильное влияние», -  отмечает Зейналов. Он покажет на выставке свою раннюю работу "Идущий", которая положила начало его творческой карьере. Именно на нее учитель обратил когда-то особое внимание, и в итоге "Идущий" стал первой скульптурой Зейналова, отлитой в бронзе.

Важным аспектом выставочных проектов в "SEREBRO SPACE" является знакомство публики с творчеством тех мастеров, что продолжают сейчас взаимодействовать с такими сложными скульптурными материалами, как бронза, камень и дерево, и требующими высокой профессиональной подготовки.

Скульпторы Школы "Рукав" в равной мере обладают как навыками работы с традиционными материалами, так и классическим художественным образованием, позволяющим им проявлять свой талант не только в создании реалистических произведений, но и в различных экспериментах с формой. По словам Зейналова, новое культурное пространство в Москве было открыто в том числе и для того, чтобы "поддержать современных скульпторов, работающих в традиционных техниках, прежде всего молодых, чтобы у них была возможность представить публике свое искусство. Мы надеемся, что наши выставочные проекты получат широкий отклик у зрителя и будут в дальнейшем иметь продолжение".

Даты работы выставки: 25 января - 25 февраля 2025.

Адрес: Москва, Серебрянический пер., д. 8.

Время работы: ежедневно, 11:00-18:00.

Телефон: +7 916-054-50-54.

Вход бесплатный

Текст: "SEREBRO SPACE"

 

 

23 января 2025 года в Галерее «Выхино» Объединения «Выставочные залы Москвы» откроется выставка «Пласты и сплетения», которая первой представит художественно-образовательный проект 2025 года - «Материалы творчества».

 Миссия Галереи – открывать средствами искусства визуально-пластическую красоту окружающего мира. В этом году мы предлагаем сделать это через взаимодействия художников с разнообразными материалами творчества.

Сегодня интерес к традиционных материалам, исследование их свойств и культурного кода становится одним из трендов современного искусства.

Мы расскажем о значении материалов в творчестве художника, представляя авторские интерпретации их природных особенностей и пластических качеств.

Первая выставка проекта «Материалы творчества» будет посвящена контрастной паре природных материалов, добытым из земли и выросшим из нее - керамике и ткани. 

Керамика – первый материал, который создал человек. Керамика - природный и естественный, уникальный по возможностям материал, с которым работают мастера и художники с древних времен по настоящее время.  Выставка покажет работы художников, которые экспериментируют с различными особенностями и техниками керамики: от масштабных «пластов» - выразительных поверхностей, соединяющих фактуру и живопись, до объемной геометрической и органической скульптуры и инсталляции.

Ткань как материал также имеет природную основу - первыми текстильными волокнами были почти не обработанные побеги трав. Технология позволила создавать более тонкие натуральные материалы - льняные, конопляные, джутовое волокно, шерсть животных. Художников традиционно привлекала работа с тканью, художественный текстиль является одним из распространённых видов декоративно-прикладного искусства.

В сегодняшних художественных практиках текстиль как материал масштабно используется в коллажах и скульптурах, арт-объектах и инсталляциях.

На выставке будут продемонстрированы разнообразные возможности керамики и текстиля в произведениях современных художников.

Участники выставки:

Галина Антипова, Николай Антипов, Мария Арендт, Екатерина Афонина-Суховерцева, Ольга Божко, Татьяна Бригадирова, Федор Воробьев, Александр Ворохоб, Елена Гамбарян, Елена Дудырина, Александр Ермолаев, Еремей Ермолаев, Женя Кожина, Анастасия Иваненкова, Евгения Канак, Лариса Климова, Наталья Косовец, Ксения Ладатко, Надежда Лебедь, Анастасия Мартынова, Борис Михайлов, Юлия Моргуновская, Наталья Мурадова, Галина Овчинникова, Анна Панченко, Виктор Пащенко, Елена Петько, Анна Плотникова, Ольга Равинская, Виктор Решетников, Елена Русланова, Елена Сединкина, Ольга Сокеркина, Марина Степанова-Ланская, Ольга Субботина, Наталья Тарасова, Ольга Халдеева, Ольга Хан, Елена Хлендовска, Илина Червонная, Елена Шарганова, Анна Щетинина, Елена Юдина, Борис Юрчатов.

Открытие: 23 января в 18:00.

Регистрация на открытие: https://galereya-vykhino.timepad.ru/event/3199267/.

Адрес галереи «Выхино»:  м. «Юго-восточная», ул. Ташкентская, 9.

Текст: галерея «Выхино.

 

 

 

 

 

В жизни и творчестве Анатолия Васильевича Врубеля (1930-2003) есть особенная для него линия, связанная со спортом. С ранней юности тогда еще будущий скульптор увлекался легкой атлетикой, боксом и академической греблей. Особенно хорошо Врубелю давался бег на короткие и средние дистанции. 

Анатолий Врубель на соревнованиях по бегуна звание кандидата в мастера спорта СССР. Москва, октябрь 1954Анатолий Врубель на соревнованиях по бегу
на звание кандидата в мастера спорта СССР. Москва, октябрь 1954

Тем более знаменательным и важным для Анатолия Васильевича стало знакомство с выдающимся советским спортсменом, легендой отечественной спортивной гимнастики Борисом Анфияновичем Шахлиным.

В 1964 году великий гимнаст в седьмой раз стал чемпионом Олимпийских игр и в 1967 году завершил спортивную карьеру из-за инфаркта, который у него случился во время тренировки. Исключительные спортивные достижения стали поводом для принятия руководством СССР решения об установке памятника Борису Анфияновичу. И в середине 1960-х годов (по воспоминаниям дочери А.В. Врубеля Ларисы) Шахлин неоднократно посещал мастерскую Врубеля, чтобы позировать ему для этюдов к памятнику.

Анатолий Васильевич был глубоко потрясен этой встречей и вспоминал о ней долгие годы. Интересно даже некоторое сходство судеб скульптора и спортсмена, которые были почти ровесниками. Хотя можно отнести это сходство на счет общей трагической судьбы детей, чьи родители на своих плечах и ценой своих жизней добились Победы в Великой отечественной войне. Анатолий в раннем возрасте потерял отца и рос на попечении одинокой матери. Борис остался сиротой и воспитывался бабушкой. В очень юном возрасте из-за стесненных обстоятельств оба были вынуждены принять решение о выборе будущей профессии, в которой проявили редкий талант и большое упорство.

Однако вернемся к истории портрета Бориса Шахлина. Судя по сохранившимся эскизу и рабочей модели, это мог быть памятник, удивительно мощный и достоверный в своей документальной простоте. Композиционно его решение схоже по строгости и величию с памятниками античным атлетам-олимпионикам.

Здесь необходимо отметить, что применение античных принципов создания пластической композиции в скульптуре - характерная черта и принципиальная художественная позиция в творчестве А.В. Врубеля, унаследованная им от Г.И. Мотовилова во время учебы на кафедре скульптуры Строгановского училища. Характерная поза гимнаста, стоящего на старте и готовящегося к выполнению гимнастического комплекса, наполнена внутренним напряжением и глубокой концентрацией. Взгляд, устремленный прямо, спокойное, почти бесстрастное и уверенное в победе выражение лица, легкий наклон тела вперед - все эти черты создают одновременно возвышенный и динамичный образ, выражают ежесекундную пиковую готовность и сильнейшее внутреннее напряжение великого спортсмена.

Во всей фигуре гимнаста прочитывается готовность, подобная готовности ракеты, стоящей на стартовой площадке космодрома. Перед нами образ советского человека эпохи великих свершений и фундаментального оптимизма, эпохи, наполненной молодой энергией периода «оттепели». Таким образом, монументальный пластический язык, характерный для предыдущей - сталинской - эпохи, Анатолий Васильевич перенес и трансформировал в духе новейших для советского монументального искусства тенденций середины 1960-х годов.

 Рабочая модель памятника Борису Шахлину на выставке МОСХ, 1960-еРабочая модель памятника Борису Шахлину на выставке МОСХ, 1960-е

Особенное внимание Анатолий Врубель уделил созданию портретного бюста Шахлина, на основе которого чуть позднее скульптор создал монументальную версию бюста, видимо, в качестве фрагмента модели в натуральную величину для проекта памятника Шахлину. К сожалению, эти бюсты не сохранились до настоящего времени, но остались фотографии, сделанные Врубелем в его мастерской. Помимо того, что это, вероятно, единственный прижизненный скульптурный  портрет  Бориса Шахлина, бюст интересен еще и тем, что он был выполнен с натуры и обладает тончайшим портретным сходством, в чем можно убедиться, сравнив его с фотоизображениями великого гимнаста.

Здесь не в полной мере выражены черты монументального портрета, это академическая подготовительная работа, в большей степени связанная со стадией изучения натуры. К примеру, показана характерная явная асимметрия лица Бориса Анфияновича, которая вместе с тем не вносит никакого диссонанса в зрительное восприятие этого портрета. Другая особенность, говорящая о натурном характере описываемого бюста, это детали спортивной одежды, в которой, по всей видимости, позировал Шахлин.

С документальной точностью зафиксирована толщина тканей, ширина лямок от спортивных брюк, ширина канта и отстрочка вокруг пройм. При всех его достоинствах, этот бюст рассчитан на восприятие с близкого расстояния и свидетельствует о кропотливом натурном изучении индивидуальной пластики и, благодаря высокой детализации, даже несет на себе отпечаток некоторого психологизма, который, однако, не связан с какой-либо эмоциональностью, драмой или критикой героя. Это, скорее, достоверный и убедительный в своей документальности образ выдающегося современника, характеризующийся внимательным и уважительным личным отношением автора к Шахлину и его достижениям, а также это в своем роде собирательный образ эпохи с характерным подчеркиванием мужества, упорства и силы воли во внешности. Этот бюст был отлит в гипсе и не был затонирован.

Портретный бюст Бориса Шахлина, выполнен с натурыПортретный бюст Бориса Шахлина, выполнен с натуры

Существовал и второй бюст, выполненный Врубелем, как было сказано выше, на основе натурного портрета. Вероятно, он создан как фрагмент будущего памятника и был предназначен для презентации проекта. Здесь уже присутствуют черты обобщения и трансформации на базе конструктивного каркаса и основных тектонических масс тела, характерные для пластического языка монументальной скульптуры.

Эти изменения в сторону большей монументальности и идеализации касаются не только черт лица, но так же и формы прически и даже формы ушей спортсмена. Вместе с особенным пластическим языком, в котором сочетается возвышенная монументальность, глубокое знание натуры и анатомических особенностей строения тела спортивного гимнаста, также выявлены и акцентированы индивидуальные особенности внешности Бориса Анфияновича, что никак не нарушает необходимой для монументального портрета идеализированности образа и обобщенности формы.

Здесь детали одежды имеют уже очень условное обозначение, в отличие от бюста, выполненного с натуры, хотя и сохраняют еще достаточно конкретное представление о спортивной одежде олимпийца. Такие признаки, как лаконичная форма, акцент на пластику и соотношения больших масс, крупные членения, выразительные и чуть преувеличенно глубокие пространственные ходы, плотно натянутая поверхность, которые всецело подчинены композиционному и образному замыслу памятника, характерны для описываемого бюста.

Перед зрителем предстает несомненно мужественный герой, внешность которого красива где-то даже типичной для советского монументального мужского образа красотой, но вместе с тем лицо, посадка головы, выражение лица глубоко характерны для индивидуальной пластики тела Шахлина и очень тонко переданы скульптором. Прямой открытый взгляд, расслабленная мускулатура лица напоминают бесстрастные лица богов-олимпийцев Пергамского алтаря, находящихся в самой гуще драматического события, которое никак не отражается на их мимике в эмоциональном плане. Так создается возвышенный образ сродни образам обожествленных античных олимпиоников, что возвращает нас к традиции, которую в Строгановском училище заложил на кафедре монументально-декоративной скульптуры её основатель Г.И. Мотовилов.

В этих особенностях ярко проявлено высочайшее мастерство Анатолия Васильевича Врубеля и его глубоко личное почтительное отношение к Борису Анфияновичу Шахлину. Этот бюст был так же отлит в гипсе, но, в отличие от предыдущей версии, затонирован. И, судя по рабочей модели памятника, был окрашен серебристой краской, имитирующей отливку в алюминии. Таким образом, можно составить некоторое представление о том, каким виделся будущий памятник автору.

Портретный бюст Бориса Шахлина, выполненныйАнатолием Врубелем как фрагмент будущего памятникаПортретный бюст Бориса Шахлина, выполненный
Анатолием Врубелем как фрагмент будущего памятника

 

В те годы, когда создавался эскиз памятника, он так и не был реализован, причина пока неизвестна. По всей видимости, А.В. Врубель был единственным скульптором, кто принимал участие в проектировании памятника, и этот проект не был конкурсным, так как в этом случае существовал бы памятник, созданный в то же время, но с другим авторством. Вероятно, это был государственный заказ, в пользу чего свидетельствует факт позирования Б.А. Шахлина  Врубелю в его личной творческой мастерской.

Пластилиновый этюд с натуры, положенный в основу композиции предполагаемого памятника Борису ШахлинуПластилиновый этюд с натуры, положенный в основу композиции предполагаемого памятника Борису Шахлину

 Ныне существующие памятники Борису Шахлину созданы гораздо позднее, уже в начале XXI века. Однако, оценить высокую художественную ценность и  достоинства работы Анатолия Васильевича можно на фотографиях, иллюстрирующих настоящую статью.

В завершение темы необходимо хотя бы кратко упомянуть ныне существующие памятники Борису Шахлину, ведь его выдающиеся заслуги перед историей олимпийского движения в России и мире были актуальны не только в 50-х и 60-х годах XX века, но и поныне. К настоящему моменту существуют два памятника - один установлен на родине Бориса Шахлина в Ишиме, Тюменская область; второй на могиле спортсмена в Киеве.

Хронологически первым реализованным памятником выдающемуся спортсмену стал монумент, установленный в 2010 году на месте его захоронения на Байковом кладбище в Киеве. Там в свои последние годы Борис Анфиянович жил и работал в Национальном университете физического воспитания и спорта. Авторами данного бронзового памятника стали скульпторы Н. Тихонов и М. Янковская.

Надгробный памятник Борису Шахлину, 2010. Бронза.Скульпторы Н. Тихонов, М. Янковская. Байково кладбище, Киев, УкраинаНадгробный памятник Борису Шахлину, 2010. Бронза.
Скульпторы Н. Тихонов, М. Янковская. Байково кладбище, Киев, Украина

 20 декабря 2011 года на родине Бориса Шахлина в Ишиме при содействии Екатеринбургского художественного фонда был установлен выполненный из нержавеющей стали памятник, авторами которого являются  С.Титлинов, А. Медведев и С. Савин.

Памятник Борису Шахлину, 2011. Сталь.Скульпторы С. Титлинов, А. Медведев, С. Савин.Ишим, Тюменская областьПамятник Борису Шахлину, 2011. Сталь.
Скульпторы С. Титлинов, А. Медведев, С. Савин.
Ишим, Тюменская область

2025 год ознаменован сразу несколькими юбилейными датами, которые так или иначе связаны между собой - 200 лет со дня основания Строгановского училища (ныне РГХПУ имени С.Г. Строганова), 80 лет отпразднуют две из нескольких старейших кафедр РГХПУ монументально-декоративной скульптуры и академического рисунка, с историей которых непосредственно связан и следующий юбилей - 95 лет со дня рождения скульптора, выпускника и преподавателя Строгановки, заведующего кафедрой Академического рисунка Анатолия Васильевича Врубеля, судьба которого на протяжении полувека с лишним была самым тесным образом связана с жизнью и развитием сообщества скульпторов и нашего художественного образования.

Эта жизнь и это развитие состоят не только из крупных свершений и больших коллективных событий, они наполнены также и отдельными проектами, мечтами и дружбами, личными воспоминаниями и эпизодами, которые укрепляют многочисленные горизонтальные связи внутри сообщества и становятся опорой для сотрудничества и консолидации. Один из таких интересных эпизодов представлен вниманию читателей в этой статье.

Анастасия ВРУБЕЛЬ,
скульптор, член Объединения московских скульпторов,
старший преподаватель кафедры монументально-декоративной скульптуры РГХПУ имени С.Г. Строганова

Москва, 4 января 2025 года

Фото из архива Ларисы и Анастасии Врубель

 

 

 

15 января 2025 года в выставочном зале Объединения московских скульпторов (Староватутинский пр., 12) открылась выставка  "Графика. Наброски".

В экспозиции представлены графические произведения Олега Давидовича Яновского, Почетного члена Российской академии художеств, которые выполнены во время экспедиций с геологами по сибирским маршрутам, а также наброски, сделанные в зоопарке.

Вместе с учителем показывают свои работы и его ученики - Алексей Ефимов, Александр Игнатов, Алексей Марков, Игорь Лукшт и Александр Регельсон.

В день открытия состоялась презентация альбома "Олег Яновский и ученики", посвященного 85-летию Олега Давидовича.

Наш корреспондент Маргарита Камардина показывает экспозицию выставки.

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск