60 лет назад Суздаль представлял убогое зрелище. В городе не было газа, инженерных сетей, канализации, дорог, даже автовокзала. Кругом разрушенные церкви и монастыри. А еще тотальный дефицит продуктов в магазинах, обшарпанная гостиница на 60 "человекомест", в которую заселиться можно было только по блату. Короче, туристов в городе вообще не ждали.

В 1967 году, когда Совет министров СССР принял постановление "О создании туристского центра в г. Суздале", начались вдруг удивительные перемены. Весь город стоял в лесах, всё кругом решительно ремонтировалось и благоустраивалось. Реконструкцию Суздаля, куда со всех концов страны на новую ударную всесоюзную стройку командировали лучших строителей, инженеров, реставраторов и художников, возглавил легендарный Михаил Посохин (1910-1989), главный архитектор Москвы, создатель Кремлевского дворца съездов.

Венцом всех беспрецедентных усилий, на которые ушли десять лет и фантастические для того времени деньги - 70 миллионов бюджетных рублей, стало возведение ультрасовременного и суперкомфортабельного Главного туристического комплекса (ГТК) "Суздаль", открывшегося в 1977 году. Отныне не только советским, но и зарубежным туристам, хлынувшим в СССР накануне и во время московской Олимпиады-80, было что показать. Суздаль, восставший из руин и забвения, превратился в настоящую жемчужину так называемого "Золотого кольца".

Среди тех, кто в те (уже далекие годы) был брошен на очередную "стройку коммунизма" в Суздале, оказался скульптор Юрий Александров (1930-2004). Он, вместе с Вячеславом Клыковым (1939-2006), стал автором рельефа "Время" (часы, известняк) и скульптурных вставок на фасаде ГТК "Суздаль".

Также Юрий Владимирович (но уже без участия Вячеслава Михайловича) создал в интерьере пять огромных скульптур "Русское веселье" (начищенные до блеска пузатые медные самовары) и композицию "Стражи Родины" (внушительный и внушающий стальной камин) - для ресторана и банкетного зала туристического комплекса.

Но главным делом все-таки были часы ("Время"). Экскурсоводы, выгружая толпы туристов к зданию ГТК "Суздаль", рассказывают им о том, что "с помощью тонкого каменного кружева" скульпторы Александров и Клыков "сквозь толщу веков протянули руку древним зодчим", которые более 800 лет назад трудились над украшением Георгиевского собора (Юрьев-Польский) и церкви Покрова на Нерли (поселок Боголюбово). А еще, продолжают экскурсоводы, фигуры над часами "напоминают резьбу Дмитриевского собора" (во Владимире). Ну, и так далее.

Нет ни одного гида, который, заканчивая свою повесть о знаменитых суздальских часах, не упомянул бы о "досадной ошибке", которую допустили в своей работе скульпторы Александров и Клыков (тоже, кстати, знаменитые). Двухметровые стрелки уличных часов они покрыли сусальным золотом, которое в старину мастера использовали исключительно для внутренних работ в церквях. Конечно же, сегодня от золота и следа не осталось...

Не осталось - и ладно. Без золота тоже можно жить и наслаждаться Суздалем.

Главное, что часы остались и идут. "Время" неумолимо тикает, постоянно напоминая нам о том, что труд великолепных советских художников не канул в Лету.

Лев КУЛАКОВ

 

 

 

 

 

 

 

Previous Next

3 июля 2025 года в 19.00 в Пространстве Айдына Зейналова состоится премьера документального фильма режиссера Алексея Зегаля "Фигуры".

Его герои - скульпторы Александр Цигаль, Дмитрий Тугаринов и Алексей Дмитриев. Выдающиеся мастера, представители разных поколений, объединяют которых любовь и стремление к подлинному искусству.

Режиссер Алексей Зегаль, попав в мастерские художников, отметил их фактурность, кинематографичность и решил понять - что такое скульптура в представлении этих творцов. Почему они выбрали именно этот непростой вид искусства? И как он повлиял на их мироощущение и судьбу?

Алексей Зегаль:

"Мне хотелось понаблюдать, как развивается душа художника посреди этого мира - сложного, многомерного, для непосвященного человека, каким я туда вошел впервые, - очень загадочного и манящего, и, как оказалось, полного всяческих разочарований.

Все эти персонажи чрезвычайно монументальны. Фигуры разного стиля, но каждый из них - монолит. Удивительно цельные, похожие на свое творчество."

Зритель оказывается наедине с каждым художником в его мастерской - в мире его фантазий, сомнений, успехов и размышлений. Исследует вместе с авторами фильма три темперамента. Три портрета. Три фигуры. Продолжением киноленты станет выставка произведений Александра Цигаля, Дмитрия Тугаринова и Алексея Дмитриева, которая продлится до 7 июля 2025 года.

Александр Цигаль:

"Таким образом мы решили поддержать фильм. Алексей Зегаль представляет свои фигуры. А мы - персон, которых мы сваяли. Фигуры, персоны, да-да, мы все играем в эти слова, образы и объемы.

В фильме вы увидите трех мастеров со своим почерком, но нас связывает некая условность, пластичность, традиция. Ведь Дмитрий Тугаринов преподавал у Алексея Дмитриева в Суриковском, а я - в аспирантуре. Это такая перекидка идет, перекличка."

Дмитрий Тугаринов:

"Весь мир подвержен кризису. Везде человек ищет выгоду. Когда это происходит в культуре, в искусстве, наступает такое противоречие. Творец, который заточен на тупое привлечение прибыли, начинает пользоваться такими способами, как в сказке Андерсена "Новое платье короля". Вот мы пробуем робко, может быть, наивно, может, не очень успешно, этому противостоять. Мы пробуем пропагандировать настоящее искусство."

Алексей Дмитриев:

"Работы, которые я представляю, сделаны за последние два-три года. Это мой путь в пластике и скульптуре - путь от юного скульптора к более зрелому. Мне хотелось, чтоб были видны и отличия, и схожесть с пластикой Александра Цигаля и Дмитрия Тугаринова. И еще для меня важно показать разные материалы - дерево, камень, бронза. Как они влияют на восприятие. Как они могут выражать суть человека, тела, идеи, психологического портрета."

Айдын Зейналов:

"Идея совместить демонстрацию фильма с выставкой, по-моему, замечательная. Формат события становится более объемным. Можно наблюдать за процессом творчества, и тут же видеть его результат.

А еще я с юности увлекался авторским кинематографом. В студенчестве открыл для себя Феллини, Антониони, Кубрика, Гринуэя. Черно-белая, графичная, минималистичная эстетика фильма Алексея Зегаля напомнила мне ленты "Новой волны" и "Оттепели". И я рад, что в моем Пространстве, в котором я приветствую синтез разных искусств, теперь появляется кино."

Пресс-показ выставки - 3 июля в 18.00.

Встреча гостей - 3 июля с 18.30.

Для справки:

Алексей Зегаль - режиссер, художник, арт-директор, иллюстратор. С 2010 года работает в маркетинге и рекламе в России и за рубежом. Автор персональных выставок, лауреат премии Red dot design award & Cannes lions. В 2020 закончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров имени Г. Данелии. Победитель фестивалей короткометражного кино в Риме, Париже и Софии. Живет и работает в Москве.

Александр Цигаль - скульптор, академик Российской Академии художеств, Народный художник России. Выпускник Строгановского училища. Среди его монументальных работ - памятник павшим в Великой Отечественной войне в Екатеринбурге, Победы в Великой Отечественной войне в Москве, скульптурные композиции надвратных ангелов на восточном входе Храма Христа Спасителя, образ Святого Георгия Победоносца на куполе здания Сената в Московском Кремле и многие другие.

Станковые произведения Александра Цигаля - в собраниях Третьяковской галереи, Музея современного искусства во Франкфурте (Германия) и многих других музеях страны и мира. Руководитель Творческой мастерской скульптуры РАХ в Москве.

Дмитрий Тугаринов - скульптор, Народный художник России, академик Российской Академии художеств. Выпускник МГАХИ имени В.И. Сурикова.

Среди его монументальных произведений - памятник генералиссимусу А.В. Суворову (перевал Сен-Готард, Щвейцария), основателю природного заповедника Аскания-Нова Фридриху Фальц-Фейну (Аскания-Нова, Украина), "Минину и Пожарскому" в Ярославле.

Дмитрий Тугаринов воссоздал скульптурные композиции "Царица Елена", "Император Константин" для скульптурного убранства Храма Христа Спасителя в Москве.

Станковые произведения Дмитрия Тугаринова находятся в собраниях Третьяковской галереи, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Московского музея современного искусства, Государственного Русского музея и в других отечественных и зарубежных коллекциях.

Преподаватель скульптуры и композиции в МГАХИ имени В.И. Сурикова.

Алексей Дмитриев - скульптор, член-корреспондент Российской академии художеств. Родился в 1981 году в Республике Чувашия. Окончил МГАХИ имени В.И. Сурикова, отделение скульптуры под руководством А. И. Рукавишникова и Творческие мастерские при РАХ под руководством А.В. Цигаля. Обладатель премий и наград в области скульптуры в России и за рубежом. Участник и призер российских и международных выставок ленд-арта.

Айдын Зейналов - академик Российской Академии художеств, награжден золотой медалью Российской академии художеств (2001), кандидат искусствоведения, учредитель и директор Фонда поддержки научно-образовательной деятельности "Институт междисциплинарных исследований «Интер-Эссэ". В 2018 году А. Зейналову было присвоено звание академика флорентийской Академии изящных искусств (Accademia delle Arti del Disegno).

Родился в 1978 году в Москве, профессиональное образование получил в МГАХИ  имени В.И. Сурикова под руководством известного скульптора Александра Рукавишникова. В 2005 году окончил Московский архитектурный институт, факультет "Дизайн архитектурной среды" по специальности "Дизайнер".

Произведения Айдына Зейналова представлены в Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Галерее Академии во Флоренции, итальянском Музее современного искусства (MOCA), дворце Медичи во Флоренции. Памятники и скульптурные композиции украшают города России, Италии, Австрии, Германии, Азербайджана, Черногории и Сербии.

За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь:

Тел.: +7 916 054 50 54, Сергей Соколов.

+ 7 916 299 30 36, Римма Каблахова.

Адрес: Серебрянический пер., д. 8.

Время работы: ежедневно, кроме понедельника, 11:00-18:00.

Вход бесплатный.

Текст: пресс-релиз премьера фильма «Фигуры» и одноименной выставки

 

Роскошный декор и полудрагоценные камни, блеск полированной бронзы, красочные вставки, орнаментальные рисунки… Благодаря использованию таких техник произведения скульптора Кирилла Протопопова притягательны, очаровательны и интригуют. Зрители часто воспринимают его работы как изящное декоративное искусство с милым сказочным содержанием. Но это далеко не так. То есть, совсем не так.

Искусствовед Наталья Розенвассер рассказывает о творчестве Кирилла Протопопова, а сайт ОМС показывает его новые скульптуры.

Скульптуры Кирилла Протопопова напоминают драгоценные изделия с орнаментальным декором, украшенные мелкими драгоценными камнями. Формы и образы его работ невероятно тематичны. Они напоминают, пожалуй, перевернутые сосуды с маленькими головами, руками и ногами, добавленными в контекст (это перекликается с восприятием человека как сосуда греха или сосуда добродетели). Тело иногда разделено на части; количество рук и ног может быть уменьшено или увеличено, а жесты и позы удивительно выразительны.

Роскошный декор, блеск полированной бронзы, красочные вставки, использование гипса в качестве декоративного элемента для раскрытия и орнаментальных рисунков на поверхности, а также тончайшая отделка. Благодаря использованию таких техник творения Кирилла Протопопова притягательны, очаровательны и способны заинтриговать наблюдателя. Некоторые зрители воспринимают его работы как изящное декоративное искусство с милым сказочным содержанием. Но мы должны уметь отличать икону от её облачения.

Погружение в материальный мир превращается в восхищение материальным, а затем и в стремление к украшению в абсолютно средневековом стиле. Но это, как и в средневековом ремесле, проблеск вечной сущности в украшенном облачении.

Скульптора мало интересует рутинная и статичная природа. Он не стремится выразить искреннюю сторону органической жизни в твёрдом материале. Всё, что он делает в искусстве, отражает удивительное чудо существования.

Кирилл Протопопов искренне чувствует влияние обыденного мира, его статическую силу, несмотря на вибрирующую динамику, его энергетическую ауру - всё то, что делает мир вневременным и вечным. Таким образом, в его работах присутствует внутреннее противоречие: парадоксальное различие между смыслом и восприятием, повышенное внимание к статике и динамике.

Он предпочитает работать с материалами в их первоначальном виде, например с бронзой: его работы - это бронза, а не изделия из бронзы. Для художника важна не столько внешность скульптуры, сколько её содержание. Все аспекты скульптуры имеют значение: цвет материала, его текстура и поверхность - украшенная или нет.

Его любимая тема - противоречие между статикой и динамикой. Он всячески подчёркивает статику и выбирает более гибкую форму, пытаясь придать скульптуре динамику жизни с помощью кинетических элементов. Эти кинетические элементы подчёркивают противостояние движения и статики.

Сочетая абстрактные формы с выразительными жестами, Кирилл Протопопов добился стилистического прорыва, создав работы, которые вызывают те же ощущения, что и скульптурные формы Древнего Рима. Для скульпторов романской эпохи самым важным были сюжет и материал: бронзовый сосуд, умывальник, кувшин или каменный столб — всё это в первую очередь утилитарно, практично, и только потом скульптуры обретали живую форму. Отличие скульптур Протопопова в том, что они не имеют утилитарного назначения.

Но что может быть более вечным, чем постоянная борьба между материальным и духовным, бытием и небытием. Эти основополагающие вопросы составляют контекст творчества Кирилла Протопопова.

Наталья РОЗЕНВАССЕР

Текст:  каталог "Кирилл Протопопов. Скульптура", Москва, 2004

''Смотрители'', 2024. Бронза, тон, хром, 65х55х12 см''Смотрители'', 2024. Бронза, тон, хром, 65х55х12 см

 ''Клоун'', 2024. Бронза, тон, смальта, 49х34х10 см''Клоун'', 2024. Бронза, тон, смальта, 49х34х10 см

''Астроном'', 2024. Бронза, тон, 55х27х8 см''Астроном'', 2024. Бронза, тон, 55х27х8 см

''Большой бык с золотым седлом'', 2023. Бронза, тон, смальта, 50х30х24 см''Большой бык с золотым седлом'', 2023. Бронза, тон, смальта, 50х30х24 см

''Феникс с золотым треугольником'', 2022. Бронза, тон, 48х39х20 см''Феникс с золотым треугольником'', 2022. Бронза, тон, 48х39х20 см

''Рыбы тоже хотят есть'', 2022. Бронза, тон, хром, 56х29х29 см''Рыбы тоже хотят есть'', 2022. Бронза, тон, хром, 56х29х29 см

''Девушка в золотых туфлях'', 2022. Бронза, тон, хром, 43х24х13 см''Девушка в золотых туфлях'', 2022. Бронза, тон, хром, 43х24х13 см

''Летящий ангел'', 2021. Бронза, тон, хром, 44х41х31 см''Летящий ангел'', 2021. Бронза, тон, хром, 44х41х31 см

''Девушка с бокалом'', 2021. Бронза, тон, 53х28х16 см''Девушка с бокалом'', 2021. Бронза, тон, 53х28х16 см

''Удерживающий'', 2020. Бронза, тон, хром, 45х35х26 см''Удерживающий'', 2020. Бронза, тон, хром, 45х35х26 см

''Обретение Европы'', 2020. Бронза, тон, 37х33х21 см''Обретение Европы'', 2020. Бронза, тон, 37х33х21 см

''Венецианский лучник'', 2018. Бронза, тон, 52х33х10 см''Венецианский лучник'', 2018. Бронза, тон, 52х33х10 см

''Человек, осененный идеей'', 2017. Бронза, тон, смальта, 48х26х12 см''Человек, осененный идеей'', 2017. Бронза, тон, смальта, 48х26х12 см

''Идущий ангел'', 2017. Бронза, тон, смальта, серебро, 46х46х10 см''Идущий ангел'', 2017. Бронза, тон, смальта, серебро, 46х46х10 см

''Примирение'', 2016. Бронза, тон, смальта, 45х44х11 см''Примирение'', 2016. Бронза, тон, смальта, 45х44х11 см

''Мастер'', 2023. Бронза, тон, хром, 61х36х11 см''Мастер'', 2023. Бронза, тон, хром, 61х36х11 см

Страница Кирилла ПРОТОПОПОВА на сайте ОМС

Фото из архива скульптора

 

 

Сайт Объединения московских скульпторов рассказывает о Заслуженном художнике Российской Федерации Валерии Михееве и показывает его произведения.

ВАЛЕРИЙ МИХЕЕВ

Валерий Михеев родился в 1949 году в селе Середичи Болховского района Орловской области.

1963- 1969 Учился на физико-математическом факультете Орловского государственного педагогического института (ныне Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева).

1969- 1973 Учился на художественно-графическом факультете Орловского государственного педагогического института.

С 1975 Участник московских, республиканских, всесоюзных, российских и зарубежных выставок.

1985 Член Союза художников СССР/России.

1992 Член секции скульптуры Московского союза художников и Объединения московских скульпторов.

2002 Заслуженный художник Российской Федерации.

2009 Золотая медаль Союза художников России в области изобразительного искусства "Духовность, традиции, мастерство".

2010 Премия Центрального федерального округа в области литературы и искусства.

2019 Золотая медаль Союза художников России "За выдающийся вклад в изобразительное искусство России".

Автор многих монументальных произведений. Работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музейно-выставочном центре "РОСИЗО", Белгородском государственном художественном музее, Музее изобразительных искусств Кузбасса, Орловском музее изобразительных искусств, других музеях и галереях страны, а также в многочисленных частных коллекциях в России и за рубежом.

Страница Валерия МИХЕЕВА на сайте ОМС

''Девушка с родинкой на шее'', 2024. Дерево, 78х68х38 см''Девушка с родинкой на шее'', 2024. Дерево, 78х68х38 см

''Восточный портрет'', 2024. Дерево тонированное, сталь, 44х28х31 см''Восточный портрет'', 2024. Дерево тонированное, сталь, 44х28х31 см

''Галька'', 2024. Дерево, камень, 78х68х38 см''Галька'', 2024. Дерево, камень, 78х68х38 см

''Не хочу, не буду'', 2023. Бронза, 70х35х33 см''Не хочу, не буду'', 2023. Бронза, 70х35х33 см

''Его зовут Павел'', 2023. Бронза, 31х46х20 см''Его зовут Павел'', 2023. Бронза, 31х46х20 см

''Портрет писателя Ивана Бунина'', 2020. Бронза, 70х41х25 см. Фото: oreltimes.ru''Портрет писателя Ивана Бунина'', 2020. Бронза, 70х41х25 см. Фото: oreltimes.ru

''По Яузе-реке'', 2018. Дерево, акрил, золочение, 30х120х40 см''По Яузе-реке'', 2018. Дерево, акрил, золочение, 30х120х40 см

''Контрабас'', 2018. Дерево, акрил, 118х40х47 см''Контрабас'', 2018. Дерево, акрил, 118х40х47 см

''Камчатский рыбак'', 2017. Дерево, слюда, акрил, 92х43х57 см''Камчатский рыбак'', 2017. Дерево, слюда, акрил, 92х43х57 см

''Девушка на кубе'', 2017. Дерево, акрил, 80х45х22 см''Девушка на кубе'', 2017. Дерево, акрил, 80х45х22 см

''Летний день'', 2015. Дерево, акрил, 92х25х22 см''Летний день'', 2015. Дерево, акрил, 92х25х22 см 

''Гимнастка с булавой'', 2014. Дерево, акрил, 125х27х22 см''Гимнастка с булавой'', 2014. Дерево, акрил, 125х27х22 см

''Прощание'', 2013. Дерево тонированное, 138х68х52 см.Белгородский государственный художественный музей''Прощание'', 2013. Дерево тонированное, 138х68х52 см.
Белгородский государственный художественный музей
 

''Пикассо'', 2013. Дерево, акрил, стекло, 86х56х52 см''Пикассо'', 2013. Дерево, акрил, стекло, 86х56х52 см

''Девушка с мокрыми волосами'', 2012. Дерево, акрил, золочение, 110х26х32 см''Девушка с мокрыми волосами'', 2012. Дерево, акрил, золочение, 110х26х32 см

''Портрет художника Станислава Косенкова'', 2011. Дерево тонированное, 49,5х35х49 см.Белгородский государственный художественный музей''Портрет художника Станислава Косенкова'', 2011. Дерево тонированное, 49,5х35х49 см.
Белгородский государственный художественный музей
 

''Луноликая, 2011. Латунь, гранит, 20х30х30 см''Луноликая, 2011. Латунь, гранит, 20х30х30 см

''Памяти Модильяни'', 2008. Дерево, акрил, 58х32х35 см''Памяти Модильяни'', 2008. Дерево, акрил, 58х32х35 см 

''Орел и аспид'', 2008. Бронза, янтарь, 38х97х48 см''Орел и аспид'', 2008. Бронза, янтарь, 38х97х48 см

''Садовник'', 2005. Дерево, акрил, 120х70х45 см''Садовник'', 2005. Дерево, акрил, 120х70х45 см

''Птиц на волю отпущение'', 2002.Дерево, золочение, 148х38х32 см''Птиц на волю отпущение'', 2002.
Дерево, золочение, 148х38х32 см

''Даная''. Дерево тонированное, 45х92х55 см''Даная''. Дерево тонированное, 45х92х55 см

Фото из архива Валерия МИХЕЕВА

3 июня 2025 года в Пространстве Айдына Зейналова открылась выставка "Школа Рукав 2". Экспозиция продолжает рассказ о скульптурной школе Александра Рукавишникова - именитого мастера, хорошо известного широкой публике многочисленными монументами, среди которых памятники Александру II, Федору Достоевскому, Юрию Никулину, Олегу Табакову, Мстиславу Ростроповичу, Муслиму Магомаеву.

Заведуя кафедрой скульптуры и композиции в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова, Александр Рукавишников за несколько десятилетий воспитал целую плеяду замечательных учеников, ставших востребованными авторами и играющих важную роль в современном художественном мире.

На этот раз это выставка, где "в главных ролях" двое - Учитель и его ученик - академик Российской академии художеств Айдын Зейналов.

Маргарита Камардина, побывавшая на открытии выставки, показывает ее участников, гостей и экспозицию.

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск