МОСКВА, ЗАЩИТИ СВОИХ ХУДОЖНИКОВ!

 

В современном городе все, что окружает человека - от картины на стене до покрытия пола, а также одежда, утварь, бытовая техника, газеты и телепередачи –созданы в том числе и при участии художника. Во многом благодаря художнику формируется облик города: памятники, витрины, реклама, вообще вся городская жизнь вплоть до массовых праздников! Не говоря уж о сокровенном: музеи, картинные галереи, выставки. Все вместе это образует тот зрительный культурный слой сегодняшнего дня, который в огромной степени определяет уровень жизни в Москве, подлинной культурной столице России.

Через художественную культуру Москва успешно осуществляет свои межрегиональные и международные связи, способствуя сохранению духовной целостности государства.

Московский Союз художников – это старейшее добровольное объединение московских художников, созданное на основе общих профессиональных творческих интересов. Союз является прямым наследником  идей,  заложенных при создании «Товарищества передвижников», «Общества содействия художникам» и т.п. Создавались такие организации прежде всего для помощи талантливым людям, которые не слишком успешно реализовывали плоды своих трудов.

Сегодня Московский Союз художников объединяет творческие специальности, с помощью которых и создается образ современной Москвы. Это крупнейшее художественное сообщество Москвы ценно именно своим организационным единством, позволяющим вырабатывать совместные стилевые художественные решения в различных областях творчества. Художники, объединившиеся в Московский союз художников, своей творческой работой создают стиль времени. Тот самый стиль, который потом остается как характеристика исторической эпохи. К стилевому ряду предыдущих эпох должен добавиться наш сегодняшний стиль, как свидетельство жизнеспособности культуры Москвы XXI века.

Художники, члены МСХ активно участвуют в важнейших культурных программах города, таких как 60-летие Победы, День Города, новогодние праздники («Елка Мэра» и др.), День исторического и культурного наследия, «Московские мастера», Международный День семьи, внося серьезный вклад в дело повышения культурного уровня Москвы .

Положение искусства теснейшим образом связано с качеством жизни, благосостоянием, экономикой, то есть вообще с общим уровнем культуры нации. Нам, «на новенького» входящим в капитализм, наверное, следует учитывать опыт процветающих стран.

К примеру, во Франции, при появлении признаков экономического спада в том или ином городе, правительство до недавнего времени вкладывало средства в строительство там культурного центра. И город начинал экономически возрождаться.

До такой мысли общество должно дозревать и чем быстрее, тем лучше.

К сожалению, сейчас идёт прямо противоположный расширяющийся стихийный процесс «наезда» на культуру и, в первую очередь, на художников. Причём процесс этот происходит вопреки многим решениям Правительства Москвы. В прямое нарушение духа и буквы постановления Правительства Москвы №262 от 11.03.2000 о творческих студиях (мастерских) идет волна незаконных отторжений этих мастерских самыми разными способами.

В результате этого стихийного процесса у людей, занятых в исполнительных государственных и окологосударственных системах, формируется мнение, будто деятельность художника есть непозволительная роскошь, которой можно пренебречь в наши якобы «тяжёлые» времена. Постоянно повторяющийся возглас «в эти тяжёлые времена» произносится часто от лукавого желания создать тревожное и нестабильное состояние, ведущее к неуверенности в своих силах у членов общества. Прежде всего, у людей творческих, связанных с художественной деятельностью, поскольку они очень чутко реагируют на процессы, происходящие вокруг нас. Конкретной целью создания подобной «заварушки» в нашем случае является намерение отторгнуть у художников нежилые помещения, которые им были переданы под творческие мастерские в полном соответствии с законами страны, где они родились, учились, работали, работают, и, дай Бог, будут продолжать работать. Безусловно, эти помещения являются лакомым куском, поэтому для достижения упомянутой цели наиболее удобным средством является дискриминация художников Москвы.

Вопиющим примером подобных действий явилось изъятие у Московского союза художников (а именно у секции графики МСХ) с использованием непонятно каких документов (сегодня нетрудно создать любой документ, если тебе этого хочется) здания, которое было построено на личные средства известного российского художника И. Нивинского и завещанное им Московскому союзу художников.

Таким образом, исторически сложившийся благодаря доброй воле замечательного человека объект культуры, служивший интересам города долгие годы, был уничтожен с привлечением ОМОНа.

Этот случай ничем не отличается от большевистской экспроприации частных объектов, которую теоретики и проводники перестройки так усердно критиковали, обещая и декларируя незыблемость частного права. Художественной жизни Москвы был нанесён серьёзнейший удар, приведший к невосполнимой потере.

Понятно, что уничтожение студии Нивинского имеет не только материальное выражение, но и уродует общественное сознание. И  при этом средства массовой информации пытаются ориентировать общество на верховенство закона, пренебрегая при этом основной мыслью, что закон должен действовать в соответствии со справедливостью, ибо закон, действующий во имя произвола, теряет какой бы то ни было смысл.

Ещё один пример. Мастерские, построенные при долевом участии Художественного Фонда (при советской власти – «управляющей компании» Союза художников) на Брянской улице дом 2, были проданы недобросовестными людьми, не имевшими на это никакого права. Вновь приходится удивляться, каким образом проводилась регистрация перехода объекта к другому собственнику при полном отсутствии правоустанавливающих документов. В результате лишились рабочих мест художники с мировыми именами, академики Российской академии художеств (заметьте, государственной), Народные художники России, Народные художники СССР и просто очень талантливые люди.

Один из них, изгнанный накануне из своей мастерской, умер от стресса.

Борьба за эти мастерские идет до сих пор, иногда принимая формы рукопашной. Для чего нужно проводить жизнь в этой, по большому счёту, идиотской борьбе, доказывая, что твоё – это твоё, вместо того, чтобы заниматься нормальной работой?

Под угрозой находится и главный центр художественного творчества столицы - городок художников на Масловке, «московский Монмартр». Здесь работали мастера, составившие гордость искусства нашей страны: Сергей Герасимов, Федор Решетников… Сегодня комплекс зданий на Масловке – живой  организм, который может и должен развиваться, с огромной культурной потенцией. В перспективе хотелось бы видеть на Масловке крупный культурный и образовательный центр, в который органично будут включены творческие студии художников.

Понятно, что тема, которую я только что затронул, является гигантской этической проблемой при возвращении общества к частной собственности. Страшный исторический пробел в этом смысле нельзя заполнять при помощи скороспелых инструкций и правил. Но об этом, как говорится, потом.

Сегодня приходиться вести речь о красавце-доме – памятнике архитектуры  на Сретенском бульваре. Здание с несколькими внутренними дворами, эффектными металлическими оградами было построено в 1899-1902 по заказу  знаменитого некогда страхового акционерного общества «Россия» и во многом формирует облик Сретенского бульвара и ближайших переулков. Много десятилетий назад Московский городской исполком предоставил художникам чердачные помещения этого дома для превращения их в творческие студии. За счёт денег Художественного фонда и личных средств художники сделали это. Сегодня многие из этих студий – живая часть художественной жизни Москвы. Выставки непосредственно в мастерских на Сретенском бульваре, возродившие традицию знаменитых студийных и квартирных выставок эпохи позднего застоя, были включены в программу Московской Биеннале современного искусства. Когда-то одну из мастерских в доме на Сретенском бульваре занимал Илья Кабаков, что уже позволяет говорить о ней как о неком музейном культурном центре, который если еще не имеет статус официального, то фактически таким является. 

 Подозрительно упорный отказ местных властей в перерегистрации мастерских наводит на очень печальные размышления и может повлечь за собой гибель уникального очага культуры Москвы. Среди работающих здесь художников есть очень известные мастера создавшие изумительные детские книжки, на которых воспитывались эти самые местные власти и их дети.

Попытка отторжения происходит и с комплексом мастерских в «Северном Чертаново» даже при наличии ордеров. Неизвестна судьба помещений, построенных за счёт средств Художественного фонда на Ленинском Проспекте и так далее…и тому подобное…

В основе всех махинаций, направленных на отторжение мастерских, лежит слабость документальной базы по этим объектам. Но неужели мало для убедительного доказательства сотни и тысячи свидетельств, что эти самые мастерские не возникли сегодня. Даже в российском, столь противоречивом и сложном законодательстве признано право добросовестного пользователя. Часто опасность возникает из-за того, что оформлением бумаг занимаются люди, которые в силу своего возраста совсем не понимают, что права на эти помещения оформлялись задолго до их рождения и в условиях совершенно другой системы. Совсем непонятно, почему внутри страны, людям, которые находятся на государственной службе, не разъясняется, что Россия твердо и безоговорочно объявила себя правопреемником СССР? В отношениях с внешним миром она это делает открыто, последовательно, обосновано, выплачивая задолженности, которые образовались во время существования СССР. Или надо понимать ситуацию таким образом: снаружи одно, а внутри другое? Или сразу все забыли, что в СССР отсутствовало право частной собственности на объекты недвижимости, за исключением дач и кооперативных квартир, да и то они квалифицировались как личная собственность.

К тому же за давностью лет и различных непредвиденных изменений в нашей жизни не всегда удаётся установить источники финансирования. Именно этим пользуются сегодня различные аферисты и недобросовестные чиновники, находя в этом аргумент к отторжению мастерских с целью перепрофилирования. Например, пункт в распоряжении департамента государственного и муниципального имущества города Москвы от 26.12.2000, гласит, что творческие союзы представляют полный пакет документов для оформления свидетельств и договоров на творческие студии, но на практике он открывает пути к отторжению мастерских, так как именно полного пакета документов творческие союзы по многим объектам заведомо не могут предоставить. Никто не сомневается в праве собственника квалифицированно проводить инвентаризацию своего имущества, но слабость документальной базы по мастерским не должна служить поводом к их отторжению. Практика отторжения мастерских, которую проводят сотрудники Департамента имущества города Москвы, на основании тех или иных обвинений в неправильном использовании художниками творческих студий, вообще не имеет законных оснований. Постановление № 262 Правительства Москвы не давало им такого права. Согласно указанному постановлению творческая студия (мастерская) является объектом культуры, находится под защитой Правительства Москвы и не подлежит изъятию, за исключением случаев, связанных с государственной необходимостью.

Департаменту имущества города Москвы Правительство поручило лишь переоформлять помещения творческих студий из хозяйственного ведения и из аренды в безвозмездное пользование сроком на 25 лет. Иных полномочий департаменту не передавалось!

На практике же оказывается, что мастерские были якобы переданы на сроки, которые Департамент имущества города Москвы создает в каждом конкретном случае по своему усмотрению. Получается, что культура Москвы, ее уровень и развитие находится в ведении одного департамента (Комитета по культуре), а производственная база огромного пласта культуры (мастерские художников) находится в ведении другого департамента, для которого проблемы культуры совершенно чужеродны и в показатели его работы никак не входят.

Таким образом, организационно закреплено, что судьба московской культуры решается не исходя из ее насущных проблем, а совершенно с других позиций: стоимости квадратных метров и возможности перепрофилирования помещений в доходные.

Не случайно в документах, которые составляют сотрудники ДИгМ на отторжение творческих студий, принимаются во внимание ограждение входов в мастерские решетками, строительство антресолей и иное мелкое благоустройство. Зато совершенно не принимается во внимание главное - ради чего художники пользуются мастерской - результаты их творческого вклада в искусство, и не взвешивается тот ущерб, который нанесет культуре города отторжение той или иной мастерской. При этом совершенно не важно, какой объект благоустройства Москвы не будет спроектирован, какой театральный спектакль останется без декораций, какая благотворительная выставка картин в больнице не сможет состояться, или какие антитеррористические плакаты не будут созданы!

Надо сказать, что неразумная политика в области культуры оказывает свои результаты с безусловным опозданием. Делая глупость сегодня, результат мы сможем ощутить через неопределённое время, но ощутим обязательно. Фактически это прямая дискриминация творческих работников в нарушение как московского и российского законодательства, так и решений ООН о поддержке культуры.

Такое поведение людей, находящихся на государственной службе и обязанных (если уж всерьёз говорить о вертикали власти) дисциплинарно подчиняться постановлениям вышестоящих организаций, не нуждается в судебных разбирательствах, а требует простого соблюдения дисциплины. Но в сегодняшней России почему-то должностная дисциплина стала совершенно необязательной служебной обязанностью. И непослушный служащий тут же провозглашает: «идите в суд».

Но хочу вернуться к тому, ради чего я решил опубликовать эти заметки, к теме мастерских московских художников.

Если решительным образом не остановить тот пагубный процесс, о котором я рассказал выше, то завтра может начаться обвальная деградация культуры и искусства Москвы.

О тревожных симптомах коммерциолизации искусства, о признаках снижения идейного и художественного уровня ряда произведений с горечью говорил Мэр Москвы Ю.М.Лужков на церемонии награждения деятелей литературы и искусства Премией Москвы 2005.

Безусловно, МСХ отдает себе отчет в том, что экономическая ситуация в обществе резко меняется и востребованность тех или иных художественных специальностей также меняется. Но процесс переквалификации в художественном сообществе Москвы должен происходить естественным путем, эволюционно, а не под давлением силовых захватов рабочих мест художников. Страх, неуверенность, неверие в силу и разумность власти, неверие в завтрашний день – не лучшие спутники развития общества.

Искусство – сфера тонкая, оно не в состоянии самостоятельно физически бороться с агрессией бизнеса, в каких бы организационных формах она ни проводилась.

Искусству нужна активная помощь! МСХ предлагает, чтобы Правительство Москвы специальным постановлением, в дополнение к постановлению №262, провозгласило все мастерские, реально используемые художниками, в том числе и те, которые были заведомо незаконно отторгнуты в последнее время, ЕДИНЫМ НЕДЕЛИМЫМ ФОНДОМ КУЛЬТУРЫ МОСКВЫ, запретив проведение с ним каких либо сделок и манипуляций. За мастерскими должен быть закреплен статус помещений, которые нельзя ни продать, ни купить, ни отторгнуть от ФОНДА.

САМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ «ИЗЪЯТЬ МАСТЕРСКУЮ ХУДОЖНИКА», «ПРОДАТЬ МАСТЕРСКУЮ ХУДОЖНИКА», «КУПИТЬ МАСТЕРСКУЮ ХУДОЖНИКА»  ДОЛЖНЫ ЗАВЕДОМО ОБОЗНАЧАТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ КУЛЬТУРЫ МОСКВЫ!

Ведь по сути дела московским Правительством сделана главная часть работы, её необходимо чётко завершить некими дополнительными усилиями в виде точных дополнений к постановлению №262.

МСХ готов предоставить реестр помещений. И, уже исходя из статуса ФОНДА, проводить документальное оформление помещений. Когда выяснится, что творческие студии нельзя отторгнуть ни при каких обстоятельствах, а можно лишь настоять на замене творческим союзом конкретного пользователя, или (в самом крайнем случае!) временно приостановить работу в помещении, то наверняка резко сократится и число претензий по их содержанию.

В свою очередь МСХ, которому мастерские ФОНДА будут переданы в безвозмездное пользование, обязуется распределять их среди художников и планомерно следить за их профильным использованием.

Сейчас в городе готовится строительство величественного памятника московским меценатам (по проекту члена МСХ П. Стронского). Так давайте же решим сначала самые острые, наболевшие проблемы художников для того, чтобы этот архитектурный ансамбль стал местом благодарственных встреч творческих работников со своими меценатами, а не местом митингов протеста.

 

 

Председатель Объединения Московских скульпторов

Действительный член Российской Академии Художеств

И.П. Казанский